ГАРМОНИЯ
обратный звонок
Позвоните нам
8 (916) 006-76-46
8 (495) 588-75-32

Йога клуб Мытищи

Детский центр

Танцы

Танцы для детей

Шахматная школа

Услуги

Календарь событий

Мастер-классы

Тренинги, семинары

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
поиск
 
подписка на новости
 

Амрита-нада-бинду Упанишада

Главная    |   Библиотека    |   О йоге    |   Упанишады    |   Амрита-нада-бинду Упанишада

Амрита-нада-бинду Упанишада

ЗВУК БЕССМЕРТИЯ

Хотя смысл текста не всегда полностью ясен вследствие неправиль­ности самого санскрита, тем не менее здесь содержится ряд любопыт­ных замечаний, которые заслуживают внимания со стороны изучающих йогу. Традиция помещает ее двадцать первой в списке из 108 Упанишад.

 

Изучив Писания (шастра) и много раз повторив [их], разумный, Высшее Благо (брахман) узнав, затем их отбросит, как головню [от факела, когда стало светло]. (1)

Затем, взойдя на колесницу слога ОМ, [он] следует по стопам Брахмы, колесничим [своим] сделав Вишну и почитая высшим Рудру. (2)

Но [когда] достигают на колеснице нужного места, колесничий останавливает колесницу и седок, колесницу оставив, уходит. (3)

 

Комментарий: уподобление колеснице часто встречается у индусов. Подобная метафора уже встречается в Бхагавадгите для описания тела. Здесь она относится к звуку ом, который уподобляется колеснице Бога. Сегодня с этой целью мы можем воспользоваться образом лифта: мы прибегаем к нему, чтобы подняться на верхний этаж, но оказавшись там, мы тотчас его покидаем.

 

[Так], оставив размер [звука], род, положение, беззвучным «М» лишенного признаков звука тончайшего состояния, поистине, достигают. (4)

 

Комментарий: три проявленные части (или моры) священного слога ом суть произнесенные звуки а, у и м. После затухания отчетливо произ­носимого в нос звука м для концентрации внимания используется неслы­шимый звук м, то — есть его умственное «эхо». Этот четвертый звук и есть бинду («семенная точка»).

 

[Оставив] звук и прочие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Самом сияющем — это зовут пратьяхарой. (5)

Пранаяма, затем дхарана, пратьяхара и дхьяна, также тарка и самадхи — зовутся шестичастной йогой. (6)

Как при расплавлении золотой породы сжигается примесь — так произведенное чувствами загрязнение (доша) сжигается удержанием праны (прана-дхарана). (7)

 

Комментарий: загрязнение, о котором идет речь, представляет собой такие внутренние состояния человека, как гнев, печаль, ревность и т. д., которые порождаются нашим направленным вовне сознанием.

 

Управлением пранами в теле [избавляются] от расстройств, дхараной от скверны, а пратьяхарой вместе с дхьяной — от неблагих свойств (килбиша) [то есть от кармических следов отрицательных эмоций]. (8)

Так как [этим] скверна, подлежащая удалению, уничтожается, сиятельным (ручира) [синоним кумбхакиу]) [упражнением] следует заниматься. Удаление, двух ветров привлечение и Сиятельное — три управления дыханием, сказано. (9)

Удаление, наполнение, задержка (кумбхака) [дыхания, соединенная] с трехразовым произнесением ОМ, возглашениями (вьяхрити) и гаятри вместе с Головной (ширас) [мантрой] — это управлением праной зовется. (10)

 

Комментарий: некоторые специальные термины в этой строфе требу­ют разъяснения. Как уже говорилось, гаятри — знаменитая ведийская мантра тат савитур вареньям бхарго дэвасья дхимахи дхийо йо нах пра-чодаят, или «Да помыслим о желанном блеске дивного светила (савитри), разум (дхи) наш да озарит он». Возглашения — это ведийские свя­щенные формулы бхур, бхувах и свах, означающие три мира: соответ­ственно землю, среднюю сферу, иначе воздушное пространство, и небо. Головная (ширас) мантра представляет собой другую почитаемую форму­лу из Дхармашастр: паро раджасе'савад ом, «пребывающий вне тьмы — ом»*, которую часто присоединяют к гаятри-мантре.

 

[Когда] пространство, [где] предстоит поднять воздух, опустошая, доводят до полной пустоты — это, говорят, признак речаки [то есть «удаление» воздуха, третий и последний момент пранаямы]. (11)

[Когда] человек всасывает набираемый воздух, [словно] стеблем голубого лотоса воду, — таков признак пураки**. (12)

[Когда] ни при вдохе, ни при выдохе члены не движутся, это состояние, сказано, — признак кумбхаки*. (13)

[Когда], как слепой, видят формы, как глухой, слышат звуки, как чурбан, видят тело — таков признак успокоения.(14)

Мыслящего ум и намерение вытканными на Самом и Самого удерживающего так удержанием [внимания] провозглашают мудрым.(15)

Раздумье об источнике рассуждением (тарка ) зовется, обретенная ровность мысли — как самадхи известна.(16)

[Устроившись] на земле, на сидении из [травы] дарбха, в приятном, лишенном всех недостатков [месте], сотворив мысленную защиту, шепча по многу раз [мантру], (17)

удерживая Лотосную ( падмака ), или Счастливую ( свастика ), или Бодрую ( бхарра ) позу, обращенный лицом к северу, неподвижный, (18)

одним пальцем [поочередно] закрывая ноздри и втягивая воздух, пусть удерживает [и при этом] только огонь и звук воспринимает.(19)

Один лишь слог ОМ произнося разнообразно, «Благо» — говорят этой дивной мантрой.[Затем] следует удалить воздух.Пусть [упражняющийся] делает это, пока не освободится от нечистоты.(20)

После размышляющий так, как сказано прежде, мудрый ( будха ), знающий мантру, [преодолеет] сначала плотное, [а затем] и тонкое [тело], от пупка вверх [поднимая звук и огонь]. (21)

Пусть, избегая взгляда по сторонам, вверх и вниз, находящийся в неподвижности и не дрожащий, всегда упражняется в йоге великий отшельник.(22)

Так удерживается семь или восемь мер времени длительность дхараны, но йога требует 12 мер, говорится.(23)

Внизу проявляющийся беззвучный [звук], лишенный гласных, согласных, горловых, носовых, губных, обоих видов конечных «х», — неразбиваемый ( акшара ,) [слог], который никак не разбить.(24)

Кем это умение достигается, тем прана постигается.Всегда следует повторять [этот] путь, который проходит (25)

[через] врата сердца, врата воздуха и врата головы, затем высшие врата освобождения : впадину и круглое отверстие.(26)

Пусть упражняющийся всегда избегает страха, гнева, лени, пересыпания, переедания и недоедания.(27)

Этими правилами, повторяемыми всегда постепенно, возникает самопознание в три месяца, несомненно.(28)

На четвертый — дивных [богов] увидит, на пятый — [подходит] широкой поступью [и] в шесть месяцев, несомненно, искомое состояние Обособленности ( кайвалья ) обретает.(29)

Пять мер [принадлежит] Земле, четыре — Воде, три меры — Огню, Ветру — две, (30)

одна мера — Пространству, но мыслит пусть о безмерном (аматра), совершив умом соединение, пусть в себе Самого постигнет.(31)

[Область распространения] праны в 30 пальцев, где прана, пранами обусловленная, называется праной. Это внешнее поле праны, [внутреннее же поле] дыхания (нишваса) (32)

[распространяется] день и ночь на 19 миллиардов 300 миллионов 100 тысяч и один [палец], согласно источникам.(33)*

 

Комментарий: Общее число 113 180 следует разделить на пять, по­скольку речь идет о пяти пранах.Это дает 22 636 вдохов — выдохов в тече­ние суток, или 15,7 в минуту.В других источниках идеальным считается число 21 600. В любом случае, таково примерно количество вдохов — выдо­хов взрослого человека.

 

Первая — прана, ее место — в сердце, апана же — около ануса, самана — в пупковой области, удана находится в горле, (34)

вьяна, вседарящая, — по всем членам распространяется.[Теперь] — пять цветов праны и прочих [будут] названы по порядку: (35)

прана — кровавого цвета, с драгоценным рубином схожа, апана — в ее середине, подобна цвету [желтой] индрагопы.(36)

В середине тех двух — самана, прекрасная, белая, словно коровье молоко, удана желтовата, а вьяна подобна огню.(37)

Разомкнув этот круг, [кто] воздух ведет к голове, где бы ни умер, тот не родится больше, тот не родится больше.(38)

 

Комментарий: йогины используют как твержение звука ом, так и соб­ственное дыхание в качестве средства сосредоточения сознания, что ведет к подъему внимания вместе с самой жизненной силой. Замысел состоит в том, чтобы направить жизненную силу вверх по направлению к макушке головы, пока оно не пробьется сквозь родничок (именуемый брахма — рандхра, или «дыра Брахмы», иначе «Благое отверстие») и не устремится к блаженной бесконечности. Жизненная сила, по представле­ниям тантры, должна пробудить гораздо более мощную кундалини — шакти, которая посредством праны увлекается в центральный канал для подъема к психоэнергетическому центру над макушкой головы, где она сливается с бесконечностью Сознания, воплощенного в образе Шивы.

Твоя Йога

1 2 3 4 5   


Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.
  Логин:  
Пароль:  
Регистрация   |   Забыли пароль?




Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'