ГАРМОНИЯ
обратный звонок
Позвоните нам
8 (916) 006-76-46
8 (495) 588-75-32

Йога клуб Мытищи

Детский центр

Танцы

Танцы для детей

Шахматная школа

Услуги

Календарь событий

Мастер-классы

Тренинги, семинары

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
поиск
 
подписка на новости
 

Атака богини Церингмы

Главная    |   Библиотека    |   О йоге    |   Буддийская традиция    |   Сто тысяч песен Миларепы    |   Атака богини Церингмы

Миларепа и его ученики из мира людей
 Атака богини Церингмы


Поклон всем Учителям!

Он, рожденный в Снежной Стране,
Свободный от налета всего мирскою,
Благословленный передачей Наропы,
Чудесный, покоривший боль и преодолевший испытания,
Лекарство, высшее целебное средство
Для живых существ от всех недугов –
Почитаемый всеми, как солнце и луна,
Святой, знаменитый Мила.
Я склоняюсь перед ним, Отцом Репой,
с великим почтением.

На границе между Тибетом и Непалом, где люди говорят на разных языках, был когда-то изумительный, процветающий рынок, где можно было найти все что хочешь. Там стоял дворец Короля Нагов, и слышались звуки трубящих раковин. В этом месте богатство и удача возрастали неизмеримо. 

По восточную сторону от скалы Самоцвета, возвышающейся, как лев в броске, у левой ее оконечности, где обитает Небесная монахиня, Благосклонная богиня Долгой Жизни Церингма, в тихом уголке жил некоторое время великий йогин Миларепа. Это место населяли божества снежных гор, и оно изобиловало пастбищами и лугами, где росли многие виды лекарственных растений, – благословенный уголок для отшельничества у берега реки Лодахан в Лекарственной долине.

В год Водного Дракона, когда Джецюн Миларепа практиковал Йогу Текущей Реки, после полуночи, в самом начале восьмого дня первого летнего месяца, прибыли восемнадцать великих демонов во главе привидений и духов всей вселенной – они собирались напасть на Джецюна и воспрепятствовать его практике. 

Своей великой мощью они сотрясли землю, изменили цвет неба и начали свое магическое действо. Среди них было пять самых ужасных, диких, плотоядных демонов женского пола, которые проявлялись в бесчисленных отвратительных и мерзких формах, – такое колдовство должно было отвлечь Джецюна от медитации. Тогда Миларепа запел песню «Призываю Будд и Дакинь в свое войско»:

Я обращаюсь к тебе, драгоценный Гуру,
Знаменитый Лходрагпа,
обладающий Тремя Совершенствами!
Я, предсказанный ученик, обращаюсь к тебе
с искренней просьбой.
 
Отец, из Сферы Неформы
Ты видишь все, что происходит.
 
В этом тихом месте на пути к реке Дрин,
Я, тибетский йогин Репа, пребывал
в глубокой медитации.
Видения, вызываемые концентрацией праны в моем теле
[1],
Забавляют и пленяют меня,
Как фантастическая игра!
 
Духи и Дэвы из сфер формы
Все без исключения собрались здесь.
Самые яркие из них – пять демонов женского пола,
Они принимают страшные, отвратительные формы.
Они явились помешать моей практике
И ищут возможность отвлечь меня.
 
Я вижу одну демоницу – она осклабилась, как скелет,
И поднимает гору Сумеру.
Я вижу другую, рыжую, – высунув язык,
с которого капает кровь,
Она проглатывает океанские воды.
Самая устрашающая выглядит как Ямантака
[2]
Она громко играет на тарелках, подобных солнцу и луне.
Я вижу измазанную пеплом демоницу, танцующую
На звездах и планетах, – она оглушительно смеется.
Я вижу смазливую кокетливую богиню,
Чьи взгляды неимоверно раскаляют пыл страсти.
Со своей соблазняющей улыбкой
и пленительными чертами,
Она – самая привлекательная и манящая.
 
Вместе с ними пришли и другие злобные демоны.
Они протягивают огромные руки, не показывая своих тел.
Они пригибают к земле деревья в лесу,
Швыряют скалы и сотрясают земной шар.
Я вижу, как они роют землю с четырех сторон,
чтобы окружить меня,
Я вижу четыре границы,
охраняемые четырьмя великанами,
Я вижу огонь, пылающий по всему небу,
Наводнения, затопляющие все четыре континента.
Небо заполнено демонами нечеловеческого вида
с громкими, пронзительными голосами.
Они кричат: "Вон! Вон! Уходи вон отсюда!"
Насылая дождь страшных болезней,
Они хохочут: "Ха, ха! Основание его мудрости
дает трещину!"
 
Когда такие невзгоды обрушиваются на меня,
Я прошу вас, о мои милостивые Учителя
И Будда-Покровитель – вы, дарующие совершенство!
Я прошу вас, святые Паво и Памо
[3],
Обитающие в Сфере реальности!
Я прошу вас, стражи Дхармы, защитники от всех помех,
Обладающие великой магической силой
и могущественной ратью!
Защитите и поддержите меня, помогите мне,
Благословите меня, мои уста и тело,
Проявите свои гнев, обнажите клыки и покажите
свои грозные лица.
Прошу, явитесь в самых устрашающих обличьях.
Будды-Отцы и Будды-Матери,
Продемонстрируйте иллюзорную форму Ямантаки –
Самого горделивого и дерзновенного.
Я прошу вас, Гневные Божества на небесах, –
Пусть рты ваши извергают молнии,
Пусть раздаются раскаты грома – Хунг! Пэй! –
в пелене ливня.
Громко смейтесь двенадцатью разными способами,
Разорвите сети, уничтожьте оружие всех этих демонов!
 
Так разрушается снаружи все, что мешает телу,
Так разрушается внутри все, что мешает уму.
Так неблагоприятные условия преобразуются
В практику и учение Пути Просветления.
Прошу, утопите порочных демонов
в потоках наводнений.
Слышите ли вы меня, святые,
непревзойденные Йидамы и Дакини?

Так Джецюн пел, пламенно взывая к Учителям и Буддам-Покровителям (Йидамам). В это время восемнадцать Дэвов и демонов, составляющие ядро неприятельской рати, думали: «Судя по словам, которые он только что произнес, – нам удалось его встревожить, и он потерял спокойствие ума. У нас скоро появится шанс сокрушить его». 

Эта мысль им понравилась, но они еще точно не знали уровня просветленности Миларепы. С сомнениями и опасениями, они решили атаковать его множеством оскорбительных и угрожающих слов, чтобы проверить его достижения в Йоге. После этого все Дэвы и демоны запели песню «Провозглашение помех»:

Певец с глубоким голосом,
Поющий громко и лирично,
Подобно жужжащим ведическим мудрецам!
 
Йогин, пребывающий в уединенном отшельничестве,
Призвавший армии Дэвов и Дакинь,
Не ты ли – великий аскет Репа?
Когда твое тело совершенно беспомощно –
Ты потрясен и беззащитен.
 
Хоть сейчас ты и в панике,
Послушай нашу песню, пока мы
в хорошем расположении духа.
 
Самоцветный дракон с парой золотых крыльев
Назван правителем Нам Ло.
Взлетая в небо, он видит под собой
Красивый лес, растущий на утесе.
 
Лекарственная Долина на высоком плато
Окружена рядами снежных гор.
В этот благоприятный восьмой день лунного месяца
Здесь собрались восемьдесят тысяч вредоносных существ.
Небо затмила армия демонов.
 
От великих Дэвов и могучих духов космоса
До маленьких, ползающих по земле духов-змеев –
Все проявились в своих магических разгневанных формах.
С чудесной силой и ненасытностью острой тоски,
Мы пришли помешать тебе и причинить тебе боль.
 
Во главе – восемнадцать великих демонов.
На страже десяти направлений –
Десять демонов свиты.
С нами – пятнадцать великих демонов-детей
И пять ужасных плотоядных демониц.
С нами – демоница Бха Мо,
Она ест человеческую плоть и пьет кровь.
Она питается жертвенными испарениями и камнями.
С нами – демоница Сринмо,
Которая способна показать любое действие,
возможное в мире.
Мы, все Дэвы и призраки, собравшиеся здесь,
Гадали на костях, прежде чем прийти.
Жребий сказал: "Пришел твой час
быть умерщвленным, йогин".
 
У тебя нет шансов спастись!
У тебя нет ни власти, ни свободы.
Мы пришли забрать твою жизнь, твою силу,
Остановить твое дыхание
и вынуть сознание из твоего тела,
Выпить твою кровь, съесть твою плоть и Скандхи
[4].
Теперь твоя жизнь подошла к концу –
Твоя карма и все твои заслуги исчерпаны.
Теперь тебя съест Бог Смерти
И сразу опутает черная веревка кармы.
Этой ночью ты покинешь мир.
 
Жалеешь ли ты о поступках,
совершенных тобой за время жизни?
Когда армия Бога Смерти схватит тебя,
Будешь ли ты надеяться на спасение
Или приготовишься умереть без страха?
Уверен ли ты, что не упадешь
В один из трех низших миров?
Вот о чем мы спрашиваем тебя.
 
Этой ночью ты пойдешь с нами –
Проводник, посланный Богом Смерти, поведет тебя.
Кошмарней всего темные сферы Бардо –
В эти новые, незнакомые места
Ты должен сейчас пойти.
Для тела – есть ли у тебя защитник?
Для речи – есть ли у тебя уверенность?
Для ума – есть ли у тебя готовность
Отправиться в другие миры?
 
Увы, бедный йогин, у тебя нет ни друзей,
ни родственников,
Это отдаленное место – темное и опасное,
Эта одинокая тропа – трудна и терниста,
Потому что тебе придется идти без провожатых.
Здесь тебе нельзя оставаться –
Ты должен немедленно удалиться.

Так пели Дэвы и духи. Джецюн решил: «Вы, демоны, как и все явления во вселенной, – просто плоды ума. Это исчерпывающе и ясно изложено в святых Сутрах и Шастрах. Согласно нектароподобному учению, которое дал мой святой Гуру, природа ума – Светящаяся Суть, вне всех крайностей, вне мишуры слов. Она никогда не рождается и никогда не умирает. 

Даже если полчища Бога Смерти окружат ее и направят на нее струи огня – они не смогут повредить, разрушить или запятнать ее. Даже если бы все Будды десяти направлений и трех времен собрали все свои заслуги и направили на природу ума бесконечные лучи света – они не смогли бы ни улучшить ее, ни окрасить, ни придать ей какую-либо вещественную форму. 

Она останется такой, как есть, и ее никогда не уничтожить. Мое тело, подобное оковам, – плод субъектно-объектного тяготения, и ему все равно суждено умереть. Если эти Дэвы и демоны хотят получить мое тело, я им его отдам. Вся жизнь – эфемерна и изменчива. Сейчас у меня есть возможность отдать тело, и если я так поступлю – это будет достойное подношение. 

Все тени Дэвов и призраков, появляющиеся передо мной, – лишь результат субъективных мыслей. Идея обидчика и обиженного так же иллюзорна, как облака, туман и сменяющие друг друга миражи, – мы видим их из-за ошибки восприятия. Эти иллюзорные видения – как туман, созданный волнением ума, которое само есть продукт обычного мышления, основанного на базовом неведении. 

Все это имеет место в Самсаре с безначальных времен. В этих призрачных образах нет ничего такого, чего стоило бы пугаться». С этой мыслью, Миларепа начал погружаться в Сферу реальности. Бесстрашно и с непоколебимой уверенностью он запел:

Это очень известное место
называется Динма Дрин –
Город, в который приходят и индусы, и тибетцы, –
рынок, где собирается много торговцев.
Здесь ты живешь, Королева небес,
Жестокая госпожа снежных озер Церингма!
Твои волосы украшены снегом гор,
Зеленеющие поля Лекарственной долины
Вышиты на твоей юбке во всей красе.
 
Здесь, в излучине реки,
Собрались сейчас восемьдесят тысяч
нарушителей спокойствия.
 
От обитателей Неба Магии
[5] наверху
И до голодных духов, живущих внизу, –
Все Дэвы и духи здесь собрались
И поют свои глупые песни, чтобы обидеть
и смутить меня.
 
В небе наверху парят питающиеся запахами
Гадкие человекоподобные голодные демоны,
Мерзкие упыри, людоеды, вредные черти,
Демоны, воскрешающие мертвецов, и демоны Джунг По.
О, эти немыслимые мириады демонов!
Трудно вспомнить все их имена!
Самые свирепые в этой армии –
Пять демониц-людоедок,
Которые сквернословят и ругают меня,
Крича: "Ты умрешь, ты должен умереть!"
 
Из-за моего человеческого страха смерти
Я медитирую на Бессмертный Ум,
Погруженный в Царство Несотворенного.
Краеугольный камень принципа, который я практикую, –
Самоосвобождение от Самсары.
Обладая этой сущностью всех учений,
Я ясно вижу Сознание, обнаженное и невещественное.
 
Моя стойкость в видении – прозрачность
вечного потока.
Так как я знаю светящуюся пустоту,
Я не боюсь ни жизни, ни смерти.
 
Из-за моего человеческого страха перед
Восемью несвободами
Я сосредоточенно размышляю об изменчивости
и недостатках Самсары
И упражняюсь в наблюдении закона кармы.
Затем я нахожу прибежище в Трех Драгоценностях.
 
Постоянной медитацией на Просветленный Настрой
Я навсегда искореняю то, что мешает видеть, –
Тени обыденных мыслей.
Что бы ни появилось передо мной –
Я вижу все как ошибочные иллюзии.
Поэтому я не страшусь трех низших миров.
Опасаясь неопределенности жизни,
Я достиг мастерства
в практике каналов и энергий.
Практикой Ключевого наставления
Трех упражнений отождествления
[6]
Я проверил свое понимание Шести Групп чувств.
Теперь я уверен, что увижу Дхармакайю
И приведу себя на Высший Путь.
 
Так как мой ум целиком погружен
В несотворенное Дхармадхату,
У меня нет ни сожаленья, ни страха –
даже перед немедленной смертью.
 
Вы, мирские Дэвы и глупые демоны,
Ворующие жизни мужчин и женщин,
Слушайте внимательно мои слова.
Это человеческое тело, составленное из Скандх, –
Иллюзорно, смертно и тленно.
Поскольку однажды мне придется от него отказаться –
Тот, кто хочет, может взять его сейчас.
 
Пусть подношение моего тела послужит выкупом
За все человечество и за всех живых существ.
Я посвящаю это подношение
Благоденствию и благословению моих родителей
[7].
 
Так как я предложил свое тело
С искренним самоотречением,
Пусть все вы будете удовлетворены и счастливы.
Я надеюсь, что благодаря
этому добродетельному поступку
Долги кармы, числящиеся за мной
С безначальных времен в Самсаре,
Будут все оплачены и устранены окончательно.
Бегущий ум – пуст и невещественен –
Я вижу это яснее, чем вы, демоны.
Вы думали, что меня легко будет испугать,
Если поднимутся полчища демонов
Из Восемнадцати адов и лок, чтобы напасть на меня.
Но я – йогин Пустоты,
Который ясно видит природу неведения.
Я не боюсь вас, демонов –
Видений и проекций моего ума,
Проявляющихся, но не существующих.
О, какая захватывающая игра!
Как фантастичны драмы Самсары!

Так, без малейшего страха в уме, пел Джецюн. Затем он закричал демонам эти полные истины слова:

– С безначальных времен и до сих пор мы все успели воплотиться в мириадах телесных форм, сравнимых только с общим числом песчинок в великой Вселенной. 

Однако мы редко использовали эти тела ради стоящих целей. Вместо этого мы растрачивали их совершением бессмысленных дел снова и снова, собирая таким образом все больше и больше Скандх и боли. Если вы, Дэвы и демоны, хотите взять мое тело, состоящее из четырех элементов и мирских Скандх, наполненное тридцатью двумя разновидностями нечистых вещей, – я могу отдать его вам прямо сейчас. 

Почему бы и нет? Более того, все живые существа в шести мирах – мои матери или отцы. Ради возвращения своих долгов я отдаю сейчас свое тело, от макушки до пальцев на ногах, –двенадцать частей, включая голову, пять органов, пять сущностей, шесть видов внутреннего содержимого, мясо и кости, ноги и жир, мозг и кору его, сало и кровь, волосы и ногти, кожу и грязь, дыхание, жизнь, сперму и жизненную энергию – сейчас я преподношу все это вам. 

Берите любую часть, какую захотите, и забавляйтесь ею. Я надеюсь, что благодаря этой моей заслуге от подношения собственного тела все демоны и злобные духи отныне будут избавлены от ненависти и недоброжелательности в их сердцах. Пусть эта заслуга станет семенем великого сострадания, и пусть оно растет вечно в их сердцах! 

Пусть семя сострадания, питаемое Саморожденной Мудростью, навеки освободит всех демонов от злости и горечи. Пусть все вы станете милосердными, мягкими и добрыми. Я сейчас приношу эту заслугу в дар всем живым существам, чтобы они были довольны и счастливы.

Услышав слова Джецюна и его искренние пожелания, все Дэвы и демоны почувствовали угрызения совести и прониклись большим уважением к нему. Они прекратили враждебное колдовство и стали вести себя очень мирно. Пять самых свирепых плотоядных Дакинь, которые являли ужасные формы, воскликнули:

– То, что у тебя нет ни привязанности к своему телу, ни беспокойства за него, – поистине чудесно! Мы пришли сюда не с такой уж большой ненавистью или решимостью действительно причинить тебе вред. Мы пришли только проверить твой уровень развития и испытать твое понимание. Все внешние помехи, создаваемые демонами, всегда зависят от внутренних притягивающих мыслей человека. 

Сначала, сразу после нашего прихода, мы увидели, что у тебя появилось опасение, и услышали, как ты призываешь божеств и Дакинь на помощь. Видя это, мы предположили, что у тебя есть еще страхи и желания в уме. Поэтому мы угрожали тебе и осмеивали тебя яростными словами. Но после того как мы услышали твой искренний и правдивый ответ, мы жалеем о своем поступке. 

Отныне – всегда, если ты окажешься в опасности или ум твой выйдет из-под контроля, – без усилий медитируй на Суть Ума. Тогда ты наверняка одолеешь все помехи. Если будешь так медитировать – даже если весь Космос, от Небес Брахмы до земли, сотрясется и перевернется, ты не испугаешься и не смутишься.

Дав Джецюну этот добрый совет, пять демониц необузданного нрава запели вместе из верхнего неба:

О великий йогин Репа,
Вследствие заработанных тобой заслуг
Ты родился в человеческой форме.
Ты одарен, обладаешь
Свободным временем и благоприятными условиями.
Так как пришло лучшее время исполнения
Пожеланий, сделанных в твоих прежних жизнях, –
Ты нашел учение святой Дхармы
И получил возможность практиковать ее преданно.
Ты – хороший человек, высшее существо,
А мы – лишь низкие мирские создания.
Наша сообразительность мала и велико невежество,
Мы родились в низших состояниях женщин.
Имея мало заслуги,
Мы вечно вынашиваем злые мысли,
Из-за наших вредных дел – скитаться нам по небу.
Если ты не можешь понять то, что мы сказали
Этими запутанными фразами, –
Мы объясним это в иносказаниях.
 
Твой ум – проникновенный и глубокий,
Но все же слушай, сидя в позе Мудры,
И размышляй над тем, что мы поем.
 
На востоке, в благодатных вратах Китая,
Китайская женщина ткет шелковую паутину.
Если она не делает ошибок
Из-за болтовни со своими сестрами –
Ветер снаружи не разрушит ее работу.
Вот почему ткать внимательно –
Очень важно.
 
На севере лежит страна монголов,
Их храбрые и сильные войска быстры в бою.
Если не происходит волнений внутри страны –
Они не боятся даже людей Царя Гесара
[8].
Вот почему управлять народом справедливо и мудро –
Очень важно.
 
На западе, в Персии, у высоких дворцов Царя Тази
Стоят ворота тайного знака,
Их форма похожа на толстый панцирь.
Если прочны их кованные железные засовы внутри –
Ни одно пушечное ядро снаружи не разобьет ворота.
Вот почему прочно укрепить изнутри главный вход –
Очень важно.
 
На юге лежит Непал, страна камней и грома.
Если население своими топорами
Не порубит целебное сандаловое дерево –
Незваный гость из Мена не причинит ему вреда.
Сохранять леса своей родины –
Очень важно.
 
В этом тихом месте у Реки Дрин
Ты, Миларепа, медитируешь правильно.
Если мысль о демонах
Никогда не возникает в твоем уме –
Ты можешь не бояться этих полчищ демонов вокруг тебя.
Важно усмирить свой ум внутри.
Не храни сомнений там,
Аскетический йогин!
 
На холме Пустой Сути Дхармы
Ты должен сторожить замок устойчивого Самадхи.
Если ты носишь одежды Бодхичитты
И держишь меч Мудрости и Сострадания –
Армия четырех демонов не сможет причинить тебе боль.
Если ты не утаиваешь субъектно-объектного мышления,
Никакие демоны никогда не навредят тебе.
Если даже ты будешь окружен полчищами Ямы –
Они не смогут сразить тебя!
 
Влечений и приманок
Во внешнем мире – много,
Сонливость и рассеянность
Внутри – могучи,
Страсти и привязанности вечно следуют за тобой,
как тени.
Даже если ты погружаешься в Запредельную Мудрость –
Все еще тяжело тебе одолеть
Иллюзии демонов и духов внутри,
Ибо крайне увертливы и хитры эти Нхамдог
[9].
На крутой тропе страха и надежды
Они таятся в засаде
Со своими веревками и капканами,
Выжидая случая поймать тебя.
Твой часовой бдительности
Должен поэтому быть на посту,
Охраняя внутреннюю крепость!
 
Эта мелодичная песня с четырьмя
Иносказаниями и пятью смыслами –
Драгоценна, как жемчужина.
Зеркало освещенности,
Она проясняет ум.
Пожалуйста, подумай о ней со всем вниманием,
Высоко одаренный Йогин!

– Обычно, все смутьяны-демоны и Дэвы во внешнем мире, – отвечал Миларепа, – порождения иллюзорных мыслей. Ум, склонный к прилипанию, хватается за формы и принимает их за реальные. То, что вы сказали, возможно, и правильно. 

Тем не менее мы, йоги, не считаем препятствия абсолютным и всегда пагубным злом. Какие бы формы и видения ни создавались демонами – мы принимаем их как полезные условия и считаем любезным подарком. Как щелчок кнута для лошади, эти демонические препятствия – очень хороший стимул для ленивых новичков. Шок, несомненно, обостряет осознавание. 

Демонические препятствия подстегивают тело и ум в практике и ускоряют возникновение Самадхи. А если Йогин уже достиг стабильности на Пути, эти препятствия дают ему пищу для углубления Мудрости. Помехи усиливают ясный Свет Осознавания и улучшают внутреннее Самадхи. 

Благодаря им возникает непревзойденный Просветленный Настрой, позволяя йогину, еще быстрее улучшать и углублять свою практику. Сегодня я был свидетелем того, как все Дэвы и демоны превратились в Защитников Дхармы. Я вижу их как Тело Превращения Будды – и благодаря этой заслуге я достигну многих совершенств. Таким образом, я преобразовал препятствия в топливо для духовного роста и превратил «зло» в «добро». 

Сейчас весь Нхамдог – эти иллюзорные, отвлекающие и запутывающие мысли – являют собой саму Дхармакайю. Так, вы просто снабдили меня всем необходимым для практики Пути. А в Окончательном, или в истинной природе бытия, нет ни Будд, ни демонов. Тот, кто освобождается от страха и надежды, зла и добра, осознает невещественную и беспочвенную природу мыслей
[10]

Самсара оказывается самой Махамудрой, и все непослушные отвлекающие мысли исчезают в Дхармадхату – так называемой «не собирающей и не разделяющей» Дхармакайе.

И Джецюн еще раз пояснил эти положения песней:

На этой земле, в стране Победителей,
Однажды жил Святой, известный как второй Будда.
Слава о нем распространялась во всех
Десяти направлениях.
Ему, Драгоценному Камню,
Что венчает древко вечного Знамени Дхармы,
Я свидетельствую свое почтение.
Не он ли – святой Мастер,
великий Майтрипа?
 
На лотосное сиденье Майтрипы
Мой Отец Гуру помещает объект своего доверия.
Он пьет небесный нектар
Верховным взглядом Махамудры,
Он осознал саморожденную Истину в полной свободе.
Он – непревзойденный, Джецюн Марпа.
Не запятнанный ошибками или пороками,
Он – Тело Превращения Будды.
 
Он говорит: "До Просветления
Все вещи во внешнем мире –
Обманчивы и сбивают с толку.
Тяготея к внешним формам –
Не выберешься из лабиринта.
После Просветления видишь все вещи, все объекты
Лишь как магическую игру теней,
И все явления
Становятся добрыми друзьями.
В Несотворенной Дхармакайе все – чисто,
Нет вообще никаких проявлений
В Сфере Абсолютной Истины".
 
Он говорит: "До Просветления
Вечно бегущий ум внутри
Поражен смущающей слепотой,
Она – источник страстей, действий и желаний.
После Просветления он становится
Самосияющей Мудростью –
Из нее возникают все добрые качества, вся заслуга.
В Абсолютной Истине нет даже Мудрости.
Здесь вступаешь в сферу, где Дхармы больше нет".
 
Наша телесная форма
Сложена из четырех элементов.
До того как обретается Просветление,
От нее происходят все болезни и все страдания.
После Просветления она становится
Телом Недвойственности,
Телом Будды – чистым, как безоблачный небосвод!
Так искореняются низменные самсарические тяготения.
В Абсолютной Истине нет тела.
 
Злобные демоны мужского и женского пола,
Создающие множество проблем и затруднений,
Кажутся реальными до Просветления.
Но когда осознается их истинная природа –
Они становятся Защитниками Дхармы,
И с их помощью и бескорыстной поддержкой
Достигаются бесчисленные совершенства.
 
В Абсолютной Истине нет ни Будд, ни демонов,
Здесь входишь в Царство,
где Дхармы больше нет.
Из всех Колесниц это окончательное поучение
Есть только в Тантрах.
Как говорится в высочайшем разделе Тантры:
"Когда различные элементы собираются в каналах нади,
Видишь появление демонических форм.
Если человек не знает, что это всего лишь творения ума,
Видения, и принимает их за реальные –
Он очень глуп и недалек".
 
Во времена давние, охваченный слепотой привязанности,
Я влачил жалкое существование в берлоге смятения,
Считая доброжелательных божеств и зловредных
Демонов реальными и существующими.
Сейчас же, с благословением Просветленного,
я осознаю, что и Самсара, я Нирвана –
Ни существуют, ни не существуют,
Я вижу все формы как Махамудру.
 
Когда я постиг отсутствие основы неведения,
Мое сознание – прежде туманное и нестабильное,
Как отражения луны на водной ряби, –
Стало прозрачным и ясным, как сияющий кристалл.
Его солнцеподобный блеск свободен
от застилающих облаков,
Его свет устраняет все виды слепоты –
Неведение и смятение исчезают без следа.
Вот истина моего внутреннего опыта.
Также и глупая концепция "демонов" сама по себе
Беспочвенна, пуста, и все же – светоносна!
Это поистине чудесно и удивительно!

Так Миларепа продемонстрировал свое преданное следование наставлениям Гуру и действительное понимание Дхармы. После этого восемнадцать великих демонов, Дэвы и духи – все обратились к нему с глубоким уважением:

– Ты – йогин, достигший ступени стабильности. Не зная этого, мы пришли, чтобы оскорбить тебя, и пытались причинить тебе неприятности. Сейчас мы очень сожалеем об этом и раскаиваемся. Впредь мы будем выполнять все твои приказания и служить тебе.

Дав такую клятву, неисчислимые демоны и духи распростерлись перед ним – будто грязь расплескалась под сильным дождем. Затем все они возвратились в свои места обитания.

 

Вот рассказ о том, как великий Миларепа, драгоценный Смеющийся Алмаз, встретил пять мирских Дакинь и ответил на их нападение песней. Эта история рассказана Бодхирадзой, Мастером из Нган Цона. Тот слышал ее от непосредственного свидетеля и запечатлел в своей памяти. Она изложена в поэтическом стиле, называемом «Жемчужные четки».

Примечания к главе 28

[1] Согласно тантризму, большинство видений, которые йогин переживает во время медитации, обусловлены "концентрацией" какой-либо праны (энергии) – праны земли, воды, огня или воздуха – в том или ином энергетическом центре тела.

[2] Ямантака (тиб.: gChin.rJe): один из наиболее грозных Будд в тантризме – трансформация Ямы, Властелина Смерти.

[3] Паво и Памо (тиб.: dPah.Wo, dPah.Mo): Будды в женских и мужских формах, имеющие отношение к учению и практике тантризма.

[4] Скандхи, или Пять Скандх: пять составляющих личности – форма, чувство, распознавание, умственные импульсы и сознание.

[5] Небо колдовства (тиб.: lHa.dWang.Phyug.): Небо индуистского бога Ишвары.

[6] Три упражнения отождествления: самоотождествление с телом, речью и умом Будды в медитации.

[7] Так как мы пережили неисчислимое множество воплощений во всех формах и в каждом воплощении у нас было двое родителей – мы успели побывать в прямых родственных отношениях со всеми существами. В частности, этом основывается метод развития великого сострадания Бодхисаттвы.

[8] Гесар (тиб.: Ge.Sar.): имя легендарного короля древнего Тибета, чьи романтические приключения, а также военные и религиозные достижения служат источником вдохновения для многих тибетцев. «Книга о Гecape» (тиб.: rGyan.Drung.) – великий тибетский эпос, как Махабхарата в Индии и Илиада в Греции. Это была одна из самых популярных книг в Тибете. 

Точное число томов этой книги определить почти невозможно из-за многократных ее переизданий и наличия многих вариаций, но считается, что она содержит около пятнадцати больших томов, содержащих в целом более миллиона слов. Профессиональных тибетских трубадуров, чье ремесло почти полностью основано на этом эпосе, тибетцы называли "бродячими рассказчиками историй о Царе Гесаре".

[9] Нхамдог здесь подразумевает изменчивые, "капризные" аспекты ума. См. также главу 4, примечание 4, и главу 1, примечание 12.

[10] Буквальный перевод этой фразы: "У запутанности нет основания или материала" (тиб.: hKhrul.Pa.gShi.Med.).


Йога Мытищи





Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'