Аюрведа. Раса, вирья, випак
Главная
| Аюрведа. Раса, вирья, випак
Раса, вирья, випак
Тепловое воздействие. Вирья
Виръя — это способность растений либо согревать, либо охлаждать тело. Тепловое воздействие является одним из самых существенных для организма.
По своему тепловому воздействию шесть вкусов делятся на две группы:
1. острый, кислый и соленый вызывают тепло и увеличивают Питту;
2. сладкий, вяжущий и горький вызывают холод и уменьшают Питту.
Виръя указывает нам, как данная трава воздействует на доши.
Острый вкус является наиболее согревающим, за ним следует кислый и затем — соленый. Горький вкус обладает наибольшим охлаждающим действием, за ним следует вяжущий и затем — сладкий.
Согревающие растения могут вызывать головокружение, жажду, усталость, потоотделение, ощущение жжения. Они ускоряют пищеварение, повышают Питту и обычно уменьшают Вату и Капку.
Охлаждающие растения освежают, бодрят и придают тканям упругость. Они действуют успокаивающе и очищающе на Питту и на кровь и, как правило, повышают Вату и Капху.
Согревающее или охлаждающее воздействие растения свидетельствует, что оно содержит энергию соответственно огня (Агни) или воды (Сомы).
Острый вкус, который характерен для перца, имбиря и других острых специй, оказывает согревающее действие. Кислые продукты, в частности цитрусовые или получаемые в результате брожения (вино, йогурт, маринад и др.), также действуют согревающе. При брожении происходит процесс окисления, сопровождающийся высвобождением тепла. Соль также относится к согревающим веществам, в чем мы можем убедиться по ощущению жжения, которое она вызывает, попадая на раны или порезы.
Сладкий вкус обладает охлаждающим действием, поскольку сахар нейтрализует ощущение жжения в теле. Вяжущий вкус оказывает стягивающее действие, что делает его подобным льду и прочим холодным веществам.
Эффект после переваривания. Випак
По своему воздействию после переваривания, носящему название випак, шесть вкусов сводятся к трем. Сладкий и соленый вкусы обладают сладким випаком, кислый — кислым, горький, вяжущий и острый — острым випаком.
Эти эффекты после переваривания связаны с процессами всасывания и выделения, представляющими собой конечный этап пищеварения.
Первый этап пищеварительного процесса происходит в ротовой полости и в желудке. Это — увлажнение, которым заведует сладкий вкус.
Второй этап, происходящий в желудке и тонком кишечнике, — нагревание, которым заведует кислый вкус. Третий этап происходит в толстой кишке — это осушение, которое управляется острым вкусом. Эти стадии относятся соответственно к Капхе, Питте и Вате.
Растения, особенно при длительном их использовании, имеют тенденцию возбуждать ту дошу, которая соответствует их випаку. Сладкие и соленые вещества способствуют выделению слюны и других секретов, относящихся к Капхе. Кислые растения способствуют кислотообразованию в желудке, выделению желчи и другим проявлениям Питты. Горькие, острые и вяжущие растения повышают сухость и газообразование в толстой кишке, возбуждая таким образом Вату.
Сладкий и кислый випаки в силу увлажняющих свойств сладкого и кислого вкусов, облегчают выделение мочи, кала и кишечных газов, а острый, в силу своих осушающих свойств, затрудняет и делает менее комфортным процесс выделения продуктов жизнедеятельности организма.
Сладкий випак активизирует секрецию, связанную с Капхой, в том числе образование семени и других половых секретов, и облегчает их выделение. Кислый випак увеличивает Питту и закисляет организм, уменьшает образование семени и других половых секретов, хотя и поддерживает другие ткани-элементы (дхату) тела.
Острый випак может вызывать газообразование, запоры и болезненное мочеиспускание. Он уменьшает образование семени и половых секретов, создает трудности и дискомфорт при их выделении.
Сладкий, а также кислый випаки возбуждают Капху, успокаивая при этом Вату. Острый випак возбуждает Вату и успокаивает Капху, и через какое-то время начинает возбуждать Питту. Кислый випак возбуждает Питту, сладкий успокаивает ее.
Понятие об эффекте после переваривания дает нам еще один ключ к пониманию действия трав, особенно при их длительном применении. Это понятие присуще лишь аюрведе.
Раса (вкус)
|
Вирья (энергрия)
|
Випак
|
Сладкий
|
Холодная
|
Сладкий
|
Кислый
|
Горячая
|
Кислый
|
Соленый
|
Горячая
|
Сладкий
|
Острый
|
Горячая
|
Острый
|
Горький
|
Холодная
|
Острый
|
Вяжущий
|
Холодная
|
Острый
|
Прабхава. Особая сила
Вкус, вирья и випак — это только общая схема для понимания свойств трав. Растения обладают также более тонкими и специфическими качествами, которые выходят за границы постижимого умом и не могут быть вписаны в систему энергетики. Прабхаву можно определить как «особую силу» растения, ее уникальные свойства, выходящие за рамки общих правил.
У некоторых трав встречаются свойства, не соответствующие их основной энергетике. У трав с одинаковой энергетикой особые свойства могут быть совершенно различными. Одна трава может оказывать слабительное действие, а другая — нет. Все это является выражением прабхавы.
К понятию прабхавы относятся сокровенные свойства растений, их способность воздействовать на тонком уровне непосредственно на психику (т.е. на ум и эмоции). Особая, выходящая за рамки постижимого, сила мантр и ритуалов, а также наружное применение драгоценных камней для достижения внутренних изменений — это тоже прабхава. Проявления ауры, астральные влияния, эффекты магнетизма и радиации также относятся к прабхаве. Некоторые болезни, например рак, возникают по причине своего рода прабхавы или особой предрасположенности, что невозможно постичь при помощи логических построений.