Аюрведа. Три гуны и три стадии терапии
Главная
| Аюрведа. Три гуны и три стадии терапии
Три гуны и три стадии терапии
Различные виды терапии (способы лечения) связаны с тремя гуннами. Саттвичные терапии работают при помощи саттвических качеств — гармонизация и уравновешивание мягкими методами. Раджасичные терапии работают при помощи раджасических качеств — стимуляции, наделения энергией и возбуждения. Тамасичные терапии работают при помощи тамасических качеств — успокоения и «заземления». Аюрведические методы терапии в основном саттвичны. Раджасичные и тамасичные методы применяются в ней только при особых обстоятельствах.
При саттвичном целительстве используют лекарственные травы, вегетарианскую диету, мантры и медитации. Раджас помогает преодолеть тамас, в то время как саттва, будучи состоянием гармонии, не всегда смогла бы добиться этого. Например, для того чтобы пробудить в человеке подавленную боль, требуется стимуляция или шок. Тамас для лечения используется редко, за исключением тех моментов, когда необходимо успокоить слишком сильный раджас.
Цель аюрведы состоит в том, чтобы способствовать продвижению ума от состояния тамаса к раджасу, а в конечном итоге — к саттве. Это означает переход от невежественной жизни, ориентированной на физическую сторону, к энергичному и уравновешенному образу жизни и, в конце концов, к спокойному и просветленному существованию.
Три стадии психотерапии
Существуют три стадии психотерапии. Это:
1) Преодоление тамаса и развитие раджаса.
2) Успокоение раджаса и развитие саттвы.
3) Совершенствование саттвы.
Важно знать, какая из стадий применима для конкретного человека. Три указанные стадии – это не просто разные уровни. В уме каждого из нас присутствуют и тамастические, и раджастические, и саттвические факторы. В какойто степени каждому из нас необходимы все три процесса. Надо учиться распознавать в себе и своем поведении все три гуны и стремиться к развитию саттвы.
Стадия 1. Преодоление тамаса и переход от тамаса к раджасу
В общем, считается, что состояние обычного человека соответствует тамасу из-за низкого уровня сознания и сильной захваченности желаниями. Для пробуждения от такого состояния необходим огонь. Человеку в тамастичном состоянии требуется внешняя активность, которая поможет ему преодолеть инерцию. Нельзя предложить ему просто спокойно сидеть и медитировать.
В таких случаях необходимы раджастичные (активные) методы; саттвичных (пассивных) методов может оказаться недостаточно. Мы должны пробудиться, приступить к действию и положить начало переменам. Необходимо избавиться от глубинных схем привязанности, застоя и депрессии. Мы должны осознать свое страдание и вынести из него уроки, посмотреть своей боли прямо в лицо, включая и те моменты, которые мы подавляли или игнорировали целые годы. Необходимо новое понимание того, кто мы есть и что нам делать. Мы должны оторваться от прошлого, привнести в свою жизнь новые энергии — сменить работу или чтото переменить в отношениях с окружающими, стоит даже переехать в новое место.
Стадия 2. Успокоение раджаса и переход от раджаса к саттве
Человеку в раджасичном состоянии требуется снижение активности. Ему нужно направить свое сознание внутрь для развития саттвы. Но делать это надо постепенно, так как раджас не утихает мгновенно. Такому человеку нужно идти к медитации через применение йогических поз, мантр или визуализаций. Для этого перехода необходимо свободное пространство. Мы должны отбросить свою боль и отказаться от преследования личных целей, отпустить свои обиды и печали. Нужно пожертвовать эгоистичными устремлениями и побуждениями во имя высшего блага.
Стадия 3. Развитие чистой саттвы
Человеку в саттвичном состоянии необходимы духовные практики, а не обычная психотерапия. Такой человек может легко перейти к медитации почти без внешней поддержки. Чтобы приблизить такой переход, мы должны развивать любовь и сознание как универсальные силы. Мы должны научиться превосходить ограничения человеческого состояния и двигаться к нашей высшей духовной природе.
Доминирующей силой в нас должна стать внутренняя безмятежность. Не надо превозмогать свою боль, нужно стремиться развивать радость. Не следует больше сосредоточиваться на своих личных и коллективных проблемах, нужно стремиться к объединению со всей Вселенной и с божественными силами, работающими в ней. На этой стадии мы переходим от человеческого аспекта нашего существования к аспекту универсальному и открываемся разнообразным проявлениям жизни. Это стадия духовной практики.