ГАРМОНИЯ
обратный звонок
Позвоните нам
8 (916) 006-76-46
8 (495) 588-75-32

Йога клуб Мытищи

Детский центр

Танцы

Танцы для детей

Шахматная школа

Массаж

Услуги

Календарь событий

Мастер-классы

Тренинги, семинары

Контакты

Летний лагерь

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
поиск
 
подписка на новости
 

Чакры и нади

Главная    |   Путь йога    |   Тела, практики    |   Чакры - наши энергетические центры    |   Чакры и нади

Классификация чакр и перечисление нади приводится в Дхьянабинду Упанишаде
 

Чакры


"Чакра" ("чакрам") в переводе с санскрита означает буквально "колесо, круг". Чакры выделяются в теле как сфероидные излучающие энергию образования, к которым примыкают лепестки — участки энергетических каналов. Чакры обладают многими уникальными свойствами. 

     
Древнеиндийская традиция описывает функционирование чакр с разных сторон. Иногда ставится в центр принцип соответствия макро- и микрокосма. С чакрами связывают свойства человеческой личности и поведения, т е. положительные и отрицательные качества характера, активизацию органов чувств.

 

чакры и нади

 

Все чакры, за исключением муладхары, имеют поверхность (кшетрам) и основание (адхара). Чакра-кшетрам — внешняя поверхность чакры лепестками наружу, проекция каналов чакры в физическом теле. Субъективно в теле кшетрамы находятся сразу под кожей на глубине 2-3 см. Основание чакры (адхара) непосредственно примыкает к центральному каналу. 

Месторасположение кшетрамов чакр:
~ свадхистаны — перед лобковой костью,
~ манипуры — пупок,
~ анахаты — центр груди,
~ вишуддхи — горловая ямка,
~ аджны — межбровье.

При концентрации на кшетрам энергия соответствующего элемента растекается по всему телу, от ног до макушки. Концентрация на кшетрам применяется для очищения каналов чакр и контроля элементов. Концентрация на основании чакры (адхаре), ближе к сушумне, служит для ввода праны в центральный канал.
 

Наиболее известны 7 чакр:
~ чакра муладхара,
~ чакра свадхистана,
~ чакра манипура,
~ чакра анахата,
~ чакра вишуддха,
~ чакра аджна,
~  чакра сахасрара.

Связи между чакрами

Пробуждение муладхары и аджны связано между собой. Мула-бандха, открывая муладхару, дает переживание энергии в межбровье (в аджна-чакре). Концентрация на кончик носа (насикагра-дришти), шамбхави-мудра (бхрумадья-дришти) дают опыт пробуждения в муладхаре. Концентрация на манипура-чакре также влияет на пробуждение энергии в муладхаре.

Концентрация на свадхистана-чакре увеличивает количество нектара, стекающего из сома-чакры.

Вишуддха, бинду и лалана-чакра также связаны. Пробуждение вишуддхи одновременно открывает бинду и лалану. чакры и нади
 

Нади
 

Нади (санскр. , «канал», «трубка») — система каналов, по которым в соответствии с представлениями Йоги и Тантры движется жизненная энергия (прана, Ци). Система нади подобна принципу меридианов в Традиционной Китайской медицине. Слово «нади», вероятно, происходит от корня nad «движение», «стимул», «колебание».

Имеются разные указания по количеству каналов Нади. В Siva-Samhita говорится о 350.000 Нади. Хатха-йога-прадипика (1500 г. н. э.). упоминает 72.000 Нади. Выделяют три основных канала. Это Сушумна, Ида и Пингала.


Энергия движется в теле, протекая по каналам.  Грубые каналы — это кровеносные сосуды, вены, артерии, капилляры и нервы, лимфатические протоки. Они очищаются физическими крийями.


Тонкие каналы (пранаваха-нади) — каналы энергетического тела (пранамайя-коша), по которым циркулирует грубая прана. Они очищаются пранаямами, асанами, мудрами.


Сверхтонкие каналы (манаваха-нади) — находятся в астральном теле (маномайя-коша). Очищаются визуализациями, ритуалами и медитациями. Эти каналы доступны лишь тем, кто может проникать в астральное тело. Каналы можно уподобить сети световодов, по которым распространяется энергия света, присущая сознанию. Если сеть повреждена или закупорена, то свет не проникает. 

чакры и нади



 


В йоге особенно важны три канала: ида, пингала и сушумна. Обычно сушумна у людей не пробуждена, а прана активно течет по боковым каналам. В центральном канале содержится тончайшая прана недвойственного света. Первоначальной задачей практика в Кундалини-йоге является очищение сети каналов, открытие чакр, развязывание узлов и перенаправление энергии из боковых каналов в центральный канал. Когда ветры собираются в центральном канале, ум йогина полностью освобождается от иллюзии двойственности и становится неподвластным рождению и смерти. 
 

При рождении человека первым появляется центральный канал, затем, выйдя из него, праны образуют зачатки элементов физического тела. При введении ветров в сушумну происходит возврат энергий нашего «я», увязших в сансаре. Когда ветры поступают в центральный канал, йогин автоматически входит в естественное состояние, открывает Природу Ума. 
 


Прана всегда следует за умом. Если йогин концентрирует ум на точке в теле или чакре, то прана собирается там. Практикуя Шат-чакра-йогу, йогин тренируется силой воли собирать прану в энергетических центрах с целью развязывания узлов в нади и выплавления сущностных капель (бинду), находящихся в теле. Развязывание узлов в нади и расплавление капель вводит энергию в центральный канал и освобождает сознание йогина от влияния прошлых карм, даруя Освобождение.   



По некоторым источникам канал Ида начинается, слева от позвоночника, проходит вдоль него и заканчивается у левой ноздри. Канал Пингала начинается справа от позвоночника, проходит вдоль него до правой ноздри. Согласно другим теориям эти каналы проходят по спирали и пересекаются в местах расположения чакр. Согласно представлениям индуизма, йоги: канал Ида относится к женскому типу, а Пингала к мужскому типу энергии.



Каналы в тонком теле являются проводниками энергии. Для йогина наиболее важны три канала: сушумна, ида и пингала.


Сушумна — главный канал, которому подчинены все другие. Сушумна начинается в муладхара чакре в районе копчика, проходит вдоль позвоночного столба, пронизывает полость в основании черепа (талу) и заканчивается в сахасрара чакре на макушке головы


В районе сахасрары центральный канал разделяется на две ветви: переднюю, проходящую через аджна чакру до брахмарандры, и заднюю, идущую через затылок к брахмарандре.



Оставаясь в месте для практики, узнав как направить ветер в сушумну и заставив прану течь, йогин удерживает ее в брахмарандре (самой верхней части макушки), центре высшего Просветления. Когда энергия Кундалини пробуждена, она, поднявшись по сушумне, пронизывает чакры, насыщая мозг. Конечная точка, где энергия должна останавливаться — это макушка головы (брахмарандра), в ней должна находиться энергия Кундалини. Истинный йогин должен поднять красную каплю до брахмарандры и опустить белую каплю до кончика полового органа. До тех пор, пока энергия Кундалини остается в брахмарандре, йогин находится в самадхи.


«Отверстием Брахмана» или «десятой дверью» (дашамдвара) называют Брахмарандру . Когда йогин оставляет тело, он выводит свои праны через брахмарандру. Этот способ Освобождения называется «освобождение в одном черепе» (капала-мокша). Остальные нади связаны с сердцем и выходят из центра груди, только сушумна-нади выходит наружу, пронизывая голову, поэтому, когда йогин оставляет тело через брахмарандру, он достигает бессмертия.   

 

Внутри огненно-красного канала есть светящаяся ваджра-нади, по которой движется Кундалини тонкого тела. Она имеет качество элемента ветра. Ее природа — раджасическая, солнечная.

 

«Внутри сушумны есть читрини-нади, в ней тончайший из всех проходов, называемый брахмарандра. Сверкающая пятью цветами, движущаяся в центре сушумны, эта читрини — самая жизненная сердцевина и всего тела и сушумны». «Шива Самхита» (2.18 — 19)   

 Йогин должен выполнять практики очищения нади. 





 

 

 





Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'