Четыре осознанности. Драгоценное человеческое рождение
Главная
| Статьи
| Четыре осознанности. Драгоценное человеческое рождение
Все, вставшие на путь йоги или в более широком смысле на путь Дхармы, являются чрезвычайно удачливыми людьми, так как они получили своего рода пропуск: некоторые – в чистые страны, другие – к Освобождению, а кто – к реализации одного из уровней совершенства. Однако, большинство людей не так удачливы.
Неудачливые люди.
К ним можно отнести тех, которые имеют ограничения.
Одни не родились в странах, где можно стать на путь духовного роста, или родились в таких обстоятельствах, в которых нет возможности даже услышать о Дхарме.
Другие родились с физическими или умственными изъянами. Их здоровье, понимание, интеллект не позволяют изучать Дхарму, практиковать Дхарму. Человек может родиться с врожденным слабоумием или с грубыми пранами. Когда он читает о Дхарме, то ничего не понимает. Такие люди понимают язык мирских желаний, чувственных удовольствий.
Множество людей родились здоровыми и в странах, где занимаются йогой и проповедуется Дхарма, но, у них не было счастья узнать о ней или практиковать ее. Они получили атеистическое или материалистическое воспитание.
Другие имеют определенные признаки понимания, но не встретились с глубоким учением, с наставлениями святых. Третьи не имеют возможности практиковать так, как должно, не обладают духовной силой чтобы контролировать желания, т.е. идут на разные компромиссы. И их силы, энергии и тапаса никогда не хватит, чтобы достичь требуемого результата.
Очевидно, что есть множество живых существ, которые находятся в телах животных, являются духами, страдают в других мирах или, наоборот, тратят заслуги в невежестве. Все это отнесим к классу неудачливых перерождений. Такие существа вполне могли быть в прошлых воплощениях людьми, однако из-за того, что их сознание грубое и совершило ошибки, они получили такие тела. А поскольку в таких телах праны очень жесткие, возбужденные, чтобы их поддерживать, они вынуждены есть очень грубую пищу. У них никогда не возникнет ясности, не зародится даже понятие о Дхарме.
Если мы можем заниматься духовной практикой, это подтверждает то, что мы обладаем благоприятным человеческим рождением - уникальным человеческим рождением.
Уникальное человеческое рождение это обладание сочетаниея разнообразных условий, позволяющих нам идти к Освобождению.
Нам повезло в этом, а многим не так повезло, как нам. Уникальное человеческое рождение это обладание благоприятным физическим телом, в котором не так много плохой кармы. Много дурной кармы - вы не читаете тексты вроде этого, не слушаете мастеров, а если и слушаете, то с великим трудом что-либо понимаете.
Второй признак драгоценного человеческого рождения – рождение в стране, где есть Дхарма, ведущая к Освобождению, и есть возможность практиковать, идти по духовному пути. Вы здесь не чувствуете притеснений и это вполне нормально. Но многие из родившихся на Земле такой возможности не имеют.
Третий признак драгоценного человеческого рождения – иметь достаточный уровень интеллекта, понимания, чтобы воспринимать духовную философию.
Четвертый признак - обладание условиями и здоровьем для духовной практики. Множество людей такими условиями не обладают.
Пятый признак – это встретить то или иное духовное учение. Можно родиться в прекрасной, сытой стране, семье с прекрасными заслугами и кармой, но никогда не встретить духовное учение. Например, жить в Европе в прекрасных условиях, обладать всеми условиями, но быть озабоченными ростом или падением акций, покупкой новой яхты и тд.
Шестой признак – это встретить духовного учителя, от которого можно получить учение.
Совокупность всех этих условий видимо очень редкая.
Осознавая драгоценность человеческого рождения, мы понимаем, что у нас есть свобода воли и все условия: здоровое тело, способность изучать и понимать духовное учение,
Упустить такую редкую возможность - идти по пути духовного развития, означает уподобиться бедняку, который попал на остров драгоценностей и, забывшись, ушел оттуда ни с чем.
Кто знает, что мы будем делать в будущих воплощениях. Сможем ли мы вновь встретиться с духовным учением, учителем и иметь все условия для духовой практики? Понимая это, у нас возрастает вера и стремление не терять ни единого мгновения в бессознательности, а решительно практиковать и обрести Пробуждение.
В сутрах рекомендуется каждый день уделять внимание размышлению о «четырёх осознанностях» как минимум три месяца. Признак правильной практики – обретение непреклонного стремления идти путем Освобождения .