|
В последние годы все чаще мы слышим о системе Монтессори.
Мария Монтесори, итальянский врач и педагог (1870-1952), разработала методики на основе личных многолетних наблюдений за поведением детей. Эти методики широко используются на занятиях по раннему развитию детей.
В рамках системы Монтессори к ребенку относятся как к уникальной личности, с собственным темпом знакомства с окружающим миром, самостоятельно выбираемыми способами и сроками познания окружающей среды.
Врожденное стремление малыша к движению и врожденная любознательность являются движущими силами познавательного процесса, усвоения правильного поведения в окружающем мире и познания взаимосвязи между предметами. Роль взрослых заключается в создании необходимой среды для такого непосредственного развития.
В большей степени этой системой пользуются группы детей от 3 до 6 лет. Монтессори заметила, что у детей 3-6 лет при определенных условиях наблюдается спонтанная фокусировка внимания на какой-то деятельности, ведущей к их развитию.
Вообще многие педагоги считают, что 3-6 лет это самый лучший период для обучения речи, так как ребенок может легко воспроизводить слышимые им слова на одном или двух языках одновременно.
В 5-6.5 лет ребенок проходит еще один период, в котором повышенный интерес у него вызывает именно написания слов. Отмечают несколько таких важных периодов, в течение которых у ребенка наблюдается повышенный интерес к тому или иному роду деятельности. Следовательно, такой интерес произвольно сопровождается повышенной концентрацией внимания. Иногда такие периоды индивидуальны и могут накладываться друг на друга. Этот факт методика Монтессори правильно использует для соответствующего развития ребенка, так как при этом на обучение затрачивается минимальное количество сил и времени.
Как правило, ведущий на занятии предлагает на выбор тему занятия из имеющихся вариантов и дети самостоятельно ее выбирают.
Те или иные понятия и взаимосвязи дети «открывают» при самостоятельной работе в специальной среде - специально созданных условиях, а не из объяснений учителя. Существуют и специальные многочисленные вспомогательные материалы, разработанные Марией Монтессори и ее посделователями.
Во время занятия свобода перемещений не ограничена. Подготовленный в системе Монтессори педагог после создания условий, как правило, находится в роли наблюдателя или помощника.
Подготовленная среда. Под этим понятием понимают специально созданные условия для непосредственного развития ребенка.
Как правило, дети самостоятельно выбирают место для занятий, переставляя при этом столы и стулья. У детей обязательно должен быть доступ к воде. В зоне доступа ребёнка должны иметься раковины и унитазы на доступной высоте либо оснащенные подставками. Рекомендуется иметь на доступной для ребёнка высоте несколько комнатных растений, чтобы дети могли заботиться о них.
Во время занятий используется бессознательная способность детей без усилий впитывать своё непосредственное окружение: культуру, язык, привычки, обычаи, так как дети неосознанно (только до 6 лет) впитывают знания вместе с впечатлениями из окружающей среды.
Именно в этой способности первых лет жизни в развитии человека заключается их особая важность в развитии.
Разработаны многочисленные пособия в рамах метода Монтессори. Но, несмотря на это, часто даются задания из жизни:
расстегиваем и застегиваем пуговицы,
самостоятельно развязываем и шнуруем ботинки,
моем, чистим и режем овощи,
накрываем на стол, наливаем чай в чашки и многое другое, что, возможно, не разрешается делать дома.
| |
© Om-Harmony 2020
| |
| |
|