ГАРМОНИЯ
обратный звонок
Позвоните нам
8 (916) 006-76-46
8 (495) 588-75-32

Йога клуб Мытищи

Детский центр

Танцы

Танцы для детей

Шахматная школа

Услуги

Календарь событий

Мастер-классы

Тренинги, семинары

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
поиск
 
подписка на новости
 

Гимн преодолевшему сансару

Главная    |   Библиотека    |   О йоге    |   Буддийская традиция    |   Гимн преодолевшему сансару

Нагарджуна
 Гимн преодолевшему сансару


Локатита-става

Ачарья Нагарджуна – известнейший классик Махаяны, основатель мадхьямики, автор многих гимнов, обращённых к высшим состояниям сознания. Здесь – перевод одного из них, посвящённого Будде Шакьямуни, вышедшему за пределы мира, то есть преодолевшему сансару. 

Гимн состоит из двадцати восьми шлок, излагающих основы мадхьямики, особенность которой – учение о двух истинах: относительной и абсолютной. Страдание, неведение, карма – всё это представляется совершенно реальным с относительной точки зрения, но в высшем смысле подобно миражу в пустыне или сновидению
.

Перевод выполнен по изданию: Nagarjuniana. Studies in the Wraitings and Philosophy of Nagarjuna. Delhi. Ch. Lindtner, 1990. (В издании представлены санскритский текст гимна и его переводы на тибетский и английский).

  1. Поклонение Тебе, преодолевшему мир,
    Опытному в Знании Пустоты,
    Исключительно ради блага существ
    Долговременно пребывающему в сострадании!
  2. Ты знаешь: есть лишь скандхи,
    Нет никаких существ.
    И всё же, великий Муни, ради существ
    Ты претерпевал величайшие муки!
  3. О мудрый!
    Мудрым Ты ясно показал,
    Что и скандхи подобны наваждению,
    Миражу, граду гандхарвов или сновидению.
  4. Они порождаются причиной.
    Нет её – нет и их.
    Разве ты не постиг ясно,
    Что они – словно отраженье [луны в озере]?
  5. Элементы не воспринимаются зрением.
    Каким же образом зримое состоит из них?
    Так говоря о форме,
    Ты отвергаешь веру в [реальность] формы.
  6. Ощущение не существует без ощущаемого.
    Значит [оно] лишено «я».
    И Ты убеждён: ощущаемое
    Лишено подлинного существования.
  7. Если бы имя-понятие и его объект не отличались друг от друга,
    То рот [говорящего] сгорел бы от [слова] «огонь».
    А если б были различны, не было бы понимания.
    Так сказано Тобою, Глаголящий Истину!
  8. Деятель независим, как и действие, –
    [Так] Тобою сказано в относительном смысле
    В действительности Ты уверен,
    Что оба существуют взаимозависимо.
  9. [В высшем смысле] нет ни действующего, ни испытывающего [действие],
    Благое и неблагое порождаются взаимозависимо.
    Ты провозгласил, о Владыка Речи:
    Возникающее взаимозависимо [в действительности] не возникает!
  10. Без познавания нет познаваемого
    И без познаваемого нет сознания,
    Поэтому – сказано Тобою –
    Знание и познаваемое лишены сущности.
  11. Если б обозначение отличалось от обозначаемого,
    То обозначаемое существовало бы без обозначения,
    А при неотличии их друг от друга они бы [также] не существовали,
    Это Тобою сказано ясно.
  12. Оком Мудрости Ты созерцал
    Этот мир, как лишённый обозначаемого и обозначений,
    Как запредельный словам
    И достигший великого Покоя.
  13. Не возникает ни существующее, ни несуществующее,
    Ни существующее-несуществующее – ни само собой,
    Ни через иное, ни через то и другое [одновременно].
    Как [вообще] оно может возникнуть?
  14. Немыслимо уничтожение существующего,
    Атрибут которого – длительность.
    Как же может уничтожиться несуществующее,
    Подобное рогам лошади?
  15. Исчезновение неотлично от бытия,
    [Но] и нельзя считать его не отличным.
    Если б оно было отличным, [оно]
    Было бы вечным, это же было бы и при неотличии.
  16. Ибо исчезновение немыслимо,
    Если вещь есть единое.
    И исчезновение немыслимо,
    Если вещь – множество.
  17. И нелогично возникновение следствия
    От исчезнувшей причины, как и от причины, [ещё] не исчезнувшей.
    Ты достоверно знаешь:
    Возникновение подобно сновидению.
  18. Ни от уничтожённого, ни от не уничтожённого семени
    Не возникает росток.
    Сказано Тобою: всякое возникновение
    Подобно появлению иллюзии.
  19. Итак, Ты в совершенстве постиг,
    Что этот мир порождён воображением.
    Он нереален, и, [будучи] невозникшим,
    Не может и исчезнуть.
  20. Не существует блуждания в сансаре вечного [я],
    Не существует блуждания невечного [я].
    Поэтому Ты, наилучший знаток Истины,
    Заявил: блуждание в сансаре – словно сновидение!
  21. Логики считают, что страдание возникает само собой,
    Создаётся чем-то другим, тем и другим [одновременно]
    Или оно беспричинно.
    Тобою же сказано: оно возникает взаимозависимо.
  22. Взаимозависимое возникновение –
    Вот что Ты понимаешь под Пустотой.
    Нет никаких независимых явлений!
    Вот что значит Твой несравненный львиный рык!
  23. Амрита учения о Пустоте
    Устраняет все концепции.
    А если кто-то цепляется за реальность [Пустоты], –
    Он погиб! – [так сказано] Тобою.
  24. О Спаситель! Все явления лишены активности,
    Зависимы, пусты, возникли взаимозависимо –
    Словно иллюзия. Ты ясно показал:
    [Они] лишены сущности.
  25. Ты ничего не превозносишь
    И ничего не умаляешь.
    Как ранее, так и после
    Ты осознаёшь Таковость.
  26. Пока мы не полагаемся на созерцание,
    Практикуемое благородными,
    Сознание действительно никогда
    Не избавится здесь от обозначений.
  27. Сказано Тобою:
    Пока не делают опорой лишённое обозначений,
    Освобождения нет,
    И в Махаяне Ты это показал досконально.
  28. Пусть, благодаря заслуге, обретённой мной прославлением Тебя –
    Сосуда, достойного прославления, –
    Весь мир освободится от оков обозначений!

Так завершается «Гимн Преодолевшему сансару»,
созданный Ачарьей Нагарджуной.

Примечания*

1. «Мир» – мир живых существ, сансара. Автор прославляет величайшие достоинства Будды: преодоление сансары, интуитивную мудрость, благодаря которой мир постигает как Пустота и великое сострадание ради освобождения от сансары всех существ. Мудрость и сострадание – два основных и неразрывных элемента Махаяны. Пустота – один из важнейших терминов буддизма, особенно философской школы мадхьямики, называемой также шунья-вадой (учением о Пустоте). С высшей точки зрения, явления мира пусты, то есть неабсолютны, лишены подлинной сущности, существуют зависимо от других явлений.

2. Скандхи (группы, скопления, совокупности) – форма, ощущение, представление, кармические факторы и сознание. Живое существо состоит из этих пяти компонентов, не обладая какой-либо ещё сущностью («я», Атман, душа). В стихах 2-10 Нагарджуна трактует пять скандх с точки зрения мадхьямики, то есть как не имеющие подлинной сущности.

3. Мудрым – т.е. Бодисаттвам. Гандхарвы (в индийской мифологии) – небесные существа. Город гандхарвов – нагромождения облаков.

4. Отражение луны в озере – образ относительной реальности.

5. Элементы – земля, вода, огонь, воздух, составляющие форму, как одну из скандх. Форма, или «чувственное» (в терминологии О. Розенберга) не есть самостоятельная независимая реальность. Убеждённость или вера (букв. «цепляние») в обратное есть заблуждение, односторонний взгляд.

6-10. Нагарджуна показывает невозможность самодовлеющего существования остальных (помимо формы) скандх. В частности, кармические факторы (стихи 8-9) также относительны, подчинены принципу взаимозависимого возникновения. Учение о взаимозависимом возникновении – одна из важнейших концепций буддизма. Явления не возникают самостоятельно или беспричинно, а в результате неведения и кармы.

12. По всей вероятности, в этом стихе речь о том, что «оком» мудрости, или знания, этот мир, то есть сансара, воспринимается, как лишённый относительных атрибутов и параметров, то есть, как пребывающий на уровне Нирваны. Короче говоря, сансара равна Нирване. Наша обусловленность (вербализация, воображение, ложные концепции) видит окружающее погрязшим в сансаре. Для достигшего Пробуждения все существа – Будды и Бодхисаттвы.

13-19. Идея возникновения – внутренне противоречива и является, строго говоря, ложной концепцией, порождённой обычным способом восприятия и познания мира (вербализация, воображение, дискурсивное мышление). Это же относится к идее исчезновения и идее причинности. Истинное постижение, переживание Реальности, осуществляется посредством Интуитивной Мудрости, благодаря которой всё воспринимается, как Пустота.

20. «Круговорот сансары», бесконечные перерождения – тоже (с высшей точки зрения) иллюзорны, похожи на сновидение. Что может блуждать в сансаре, если нет никакой неразрушимой сущности, называемой «я» или «Я»?

21-22. Страдание, как важнейший атрибут сансары возникает, согласно Учению Будды, «взаимозависимо», то есть в ходе реализации взаимозависимого возникновения. Основная причина страдания – клеши (неведение, страсть, ненависть) и карма.
Выражение «львиный рык» означает «проповедь Будды», в особенности учение о Пустоте, о том, что не существует независимых явлений или бытия.

23. Амрита – «амброзия», «напиток бессмертия». Истинная реальность есть Пустота, истина устраняет заблуждение. Но слепая приверженность к истине – также глубокое заблуждение, и гибельно по своим последствиям. Ср. стих 19.

26. Таковость – почти синоним шуньяты: всё существующее – это «то, что есть»; высшая реальность – «то, что есть»; то, что необходимо познать, реализовать, – «то, что есть»: это цель духовной практики. Наш ум, ограниченный и ослеплённый клешами, не воспринимает мир таким, каков он есть в действительности, скорее, он воспринимает образ мира, им же, умом, порождённый. 

Таким образом, подлинная реальность ошибочно воспринимается, как сансара. Здесь небезынтересно отметить, что основные установки буддизма противоположны христианским. «Вначале сотворил Бог небо и землю», – гласят первые слова Библии. Согласно буддизму, нет ни начала, ни творения, ни Бога-творца, ни абсолютно реального мира. 

Для понимания явлений сансары достаточно знания закона взаимозависимого возникновения. Мы вместе с окружающими нас условиями, порождены нашей собственной кармой, то есть результатами наших собственных поступков; и только сами можем освободить себя из собственной тюрьмы. Размышления о начале, вечности, бесконечности, творце и т.п. не имеют отношения к духовной практике, а лишь запутывают ум и усиливают клеши.

Об этом говорится уже в Палийском Каноне: Сутта-питака, Мажжкима-никая, Чула-Малункья-сутта, которая включает знаменитую притчу о раненом стрелой. См. также: Ачарья Нагарджуна. Послание к другу, стих 108; а также: Валпола Рахула. Чему учил Будда (в 3-й главе): «Две идеи психологически глубоко коренятся в человеке: самозащита и самосохранение. 

Для самозащиты человек создал Бога, от которого он зависит в своей защите, сохранности и безопасности, подобно тому, как ребёнок зависит от своих родителей. Для самосохранения человек выносил идею Бессмертной Души, или Атмана, который будет жить вечно. В своём неведении, слабости, страхе и желании человек нуждается в этих двух вещах, чтобы утешить себя. Поэтому он глубоко и фанатично цепляется за них».

Введение, перевод и комментарии Б. И. Загуменнова.





Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'