ГАРМОНИЯ
обратный звонок
Позвоните нам
8 (916) 006-76-46
8 (495) 588-75-32

Йога клуб Мытищи

Детский центр

Танцы

Танцы для детей

Шахматная школа

Услуги

Календарь событий

Мастер-классы

Тренинги, семинары

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
поиск
 
подписка на новости
 

Мокшадхарма

Главная    |   Библиотека    |   О йоге    |   Махабхарата    |   Мокшадхарма

 

из книги
МАХАБХАРАТА
ВЫПУСК V
КНИГА 1 
МОКШАДХАРМА
(ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ)
( Кн. 12, гл. 174-335, шлоки 6457—12649)
 
Перевод, предисловие, примечания
и толковый словарь
академика  АН  ТССР
Б. Л.   Смирнова
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящем выпуске переводов из «Махабхараты» вниманию читателя предлагается самый объемистый философский текст этого памятника, составляющий вторую половину XII книги поэмы. 

В «Махабхарате» согласно традиции различают три слоя, или редакции, условно называемые редакциями Вьясы, Вайшампаяны и Саути. Счи­тается по традиции самой «Махабхараты», что первоначально поэма со­стояла из 24 000 шлок; она называлась просто «Вhагаtа». — «Бхаратиада» и повествовала о междоусобице племён куру, многочисленного народа, обитавшего между Индом и Гангом. 

Постепенно первоначаль­ный остов поэмы стал обрастать произведениями, лишь очень формаль­но связанными с основной тематикой. В то время господствовало философское течение «Санкхья», рожденное в среде кшатриев. Многие века оно было если не единственным, то господствующим и настолько связанным с «Йогой», что выработалась формула: «Санкхья и Йога— одно» («Бхагавадгита», V, 5).

 
Думается, что изучение индийской философии надо начинать, именно с Санкхьи-Йоги как наидревнейших философских систем, ибо «Упанишады», будучи для индийской мысли неисчерпаемым источни­ком вдохновения, хотя и являются грандиозными философскими произ­ведениями, но ещё несистематизированные. Для начинающих — они просто «закрытая книга».
 
«Махабхарата» создавалась столетиями, философские концепции,, изложенные в ней, хотя и определяются общей направленностью, но да­леко неоднородны. По этому памятнику можно проследить пути, иска­ний человеческой мысли в раннее утро истории культуры человечества. 

С переводом «Мокшадхармы» советский читатель получает в основном все первоисточники ранней Санкхьи и Йоги, находящиеся в «Махабхарате».. Конечно, ими не ограничиваются литературные памятники этих систем. Среди Упанишад есть более ранние зачатки Санкхьи — в Чхандогья упанишаде, в Майтраяна упанишаде. По своим идеям Шветашватара упанишада стоит настолько близко к «Бхагавадгите», что оба памятника можно отнести к одному историческому слою, но качественно Гита гораздо выше Шветашватара упанишады. 

Творческое развитие системы Санкхьи можно проследить еще много веков после «Махабхараты»; последний, блестящий представитель течения Санкхьи, Виджнанабхикшу жил в XVI в. н. э.

 
Таким образом, переведенные тексты отражают лишь один отрезок истории развития философского течения Санкхьи, но зато это—период интенсивного развития системы, по существу определяющий все ос­тальные этапы.
«Мокшадхарма» — не целостное творение, а скорее сборник фило­софских бесед и трактатов, связанных общей темой «Санкхья и Йога», но подход отдельных ее текстов,к этой теме весьма разнообразен: от выраженного теистического монизма до столь же решительного ма­териализма. 

Чтобы облегчить читателю работу, в оглавлении текст разбит на тематические отделы на основании изложенных в «Мокшадхарме» бесед, так как каждая «беседа» образует известное тематичес­кое целое: беседы поучающего с поучаемым (например, Васиштхи и Караладжанаки); в подзаголовках указано общее содержание дан­ной беседы (например, изложение ранней теистической Санкхьи); кро­ме того, конспективно дается содержание каждой главы в отдельности. Толковый словарь-указатель и примечания к тексту приводятся в кн. 2 «Нараяния».




Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'