Гуру-йога. Как правильно ученику относиться к Мастеру
Главная
| Статьи
| Гуру-йога. Как правильно ученику относиться к Мастеру
По мнению автора «Энциклопедии йоги» Георга Ферштайна:
«Индивидуализм европейцев препятствует осознанию концепции Гуру, которая в большей степени обозначает процесс, а не личность Учителя.
Традиционное индуистское общество воспринимает Гуру как безоговорочный авторитет, сопоставимый с авторитетом родителей. Уподобление Гуру родителям породило известные сложности, но сопоставление Учителя с божеством стало еще более проблемным».
В России и на Западе люди не очень знакомы с философией Адвайты и с принципами «чистого видения», с тантрическими принципами преображения, то есть превращения себя в божество с помощью визуализации или постоянной настройки.
Вследствии этого они могут легко ошибочно толковать процесс обожествления принципа Гуру. Этот принцип ими может быть воспринят как эгоистичное самовозвеличивание, стремление к духовной эксплуатации или раздутое самомнение.
Такой взгляд полностью ошибочен и примитивен. Он титпичен для обывательского видения духовного мира, пути йоги и тантры. На самом деле все не просто, тоньше и глубже.
Обожествляется не только Мастер, но и сам ученик обожествляет себя. Обожествляется все окружающее – дома, деревья, другие люди, кошки, собаки, камни и даже нечистоты. Ученик приучается смотреть на Мастера, как на божество, воплощение божественного.
Для Мастера сам феномен ученика не существует. С точки зрения Адвайты нет ничего иного, кроме Единого Духа – Абсолютного Сознания. Поэтому абсурдно утверждать, будто что-то может не быть абсолютным, может не быть божественным, так как это противоречит самой сути учения Адвайты.
Для Мастера ученик всегда божество, сам верховный Абсолют, играющий в ученика, сам Всевышний Источник, проявленый в человеческом теле. Именно эту истину Мастер пытается донести до поверхностного ума ученика.
Духовный путь нужен для того, чтобы ученик мог увидеть себя так, как видит его Мастер. Мастер пребывает в недвойственности, видя ученика уже просветленным. При этом он видит и мир и самого себя полностью совершенным. Ученик, пребывая в двойственности, не видит ни себя, ни мир, ни Мастера просветленными и совершенными. И здесь важна Гуру-йога.
Благодаря Гуру-йоге ученик учится смотреть на Мастера, считая его Абсолютом. Согласно Адвайте, он им и так является! По утверждениям множества священных писаний, считается, что «нет никого величественней Гуру во всех трех мирах. Это он дарует божественные знания».
Принцип обожествления и самообожествления, присущий Адвайте, йоге и тантризму
«Кто со всеми богами тождественен? Мудрец, достигший знания и воплотивший его в жизни».
Шри Ади Шанкарачарья
«Жемчужное ожерелье вопросов и ответов»
Обожествление – это конкретный метод, используемый на пути тантризма и описанный во множестве индийских, буддийских и джайнских древних текстах. Это способ увидеть мир как проявление единого божественного первопринципа.
«Чистое видение», используемое здесь, это сакральный и фундаментальный принцип всех тантрических учений. Это означает, что ученик, чтобы войти в космическое сознание, пытается обрести сакральное восприятие мира, представляя, будто мир вокруг – это мандала, священное, божественное пространство; люди – божества, играющие в этом пространстве; все звуки – мантры или священные песнопения; дома – божественные дворцы; а все ситуации – игры (лилы) Единого Духа.
В «чистом видении» ученик себя представляет божеством и других, включая неодушевленные предметы, такие как дома, деревья, камни, облака. Разумеется, что в этой ситуации вполне допустимо представлять божеством Мастера.
Его Святейшество Далай Лама XIV полностью согласен с подобным подходом и говорит по этому поводу, что в практику Гуру-йоги не следует вовлекать новичков, не понимающих этих принципов.
«Учения, согласно которым поступки Гуру считаются совершенными, большей частью следует практиковать на высших уровнях тантры, где они наполняются новым смыслом. Одним из йоговских принципов тантрической колесницы является отношение к миру как к мандале величайшего блаженства, а к себе и другим людям – как к Буддам. Считая Буддами себя и окружающих, бессмысленно не считать Гуру Богом»3.
Его Святейшество Далай Лама XIV
В повседневной мирской жизни такой подход не используется. Это конкретная духовно-магическая практика, а не то, что следует путать с мирскими взаимоотношениями.