Индийский религиозный философ, мистик и поэт Шанкара –
одна из самых замечательных фигур в истории индуизма.
Чудеса, сопровождавшие его всю жизнь, подтверждают мнение индуистов,
что Шанкара являлся инкарнацией Шивы – одного из трех главных богов Индуизма.
Не известны точные даты рождения и смерти Шанкары, поскольку индийцы несколько небрежно относились к хронологии. Считают, что Шанкарачарья родился в конце VIII века и умер в 820-м году.
По легенде, в небольшой деревне Калади, на крайнем юго-востоке Индии, жил брахман (представитель жреческого сословия) Видхьядхираджа, который был богат и славился ученостью. Его единственный сын Шивагуру с ранних лет отличался склонностью к аскезе и отшельничеству. По настоятельной просьбе отца он дал согласие жениться и обзавестись хозяйством.
Женой Шивагуру стала Шиватарака — дочь другого ученого брахмана из соседней деревни. Судя по «говорящим» именам, молодая чета была под особым покровительство самого Шивы. Шивагуру означает «учитель Шива», а Шиватарака - «зеница Шивы», или «падучая звезда Шивы».
Далее последовала добродетельная жизнь и неукоснительное выполнение обрядов. Долгое время у них не было детей, и они посещали святилища Шивы, прося его о даровании им сына. В одном из них, Шивагуру увидел во сне старика, который предложил ему выбрать между возможностью иметь сотню вполне благополучных и удачливых сыновей или одного сына - великого мудреца, чья жизнь будет краткой и суровой. Шивагуру выбрал второе.
Аналогичный сон приснился и Шиватараке. Шива в полном блеске божественной славы, восседающий на священном быке Нанди, пообещал, что ее сын станет великим учителем индуизма.
Когда супруги поведали друг другу о своих снах, над ними прозвучал голос Шивы:
— Я сам буду рожден как ваш сын!
И вот на свет появился младенец, которому дали имя Шанкара, что означает «благой», «милостивый», «благодатный». Шанкара также один из священных эпитетов Шивы.
Согласно легенде, рождение сопровождалось небесной музыкой и пением, цветочным благоуханием, а дикие звери вели себя кротко и умиротворенно. Тело ребенка ослепительно сияло. Над головой виднелся полумесяц, а на ладони просматривался божественный трезубец - знаки Шивы.
Шанкаре исполнился год от роду, а он уже умел говорить и писать на санскрите — древнеиндийском языке, который к тому времени был уже мертвым, и не использовался. Санскрит играет в индуизме ту же роль, что латынь в католицизме. Мальчик совершал чудеса. По свидетельствам очевидцев, обвившаяся вокруг его шеи огромная кобра превратилась в цветочное ожерелье. В другой раз он изменил русло реки и заставил реку течь поближе к дому, чтобы матери было легче ходить за водой.
В пять лет Шанкара приступил к изучению Вед (самых древних священных книг индуизма). Скоро он уже превосходил своими знаниями своих учителей. В этом все видели божественное чудо.
На восьмом году Шанкара объявил матери, что хочет стать странствующим отшельником-саньясином. Однако Шиватарака (Шивагуру к тому времени уже скончался) не хотела отпускать сына.
Однажды они вместе переходили реку и Шанкару схватил огромный крокодил. Мальчик крикнул матери, что обещание стать монахом будет приравнено к его новому рождению и избавит его от насильственной, «дурной», смерти в пасти крокодила. Мать тут же согласилась на отшельничество, а крокодил разжал пасть.
В тот же день Шанкара ушел из родительского дома, пообещав Шиватараке, что вернется перед ее кончиной, чтобы дать последнее утешение и совершить надлежащие погребальные обряды.
Молодой отшельник отправился на север. Он добрался до берегов реки Нармады, где тогда было много шиваитских святилищ. Заглянув в одну из пещер, где жили саньясины, он увидел группу отшельников, которые стояли вокруг величественного старца, погруженного в медитацию. Это был знаменитый Говинда, развивавший учение Вед, наполняя его тонким философским содержанием. Доктрина, родоначальником которой он был и которая впоследствии была развита Шанкарой, получила название «веданта», то есть «завершение Вед».
Молодой саньясин стал учеником Говинды и находился рядом с ним два года.
Известно чудо, которое в то время было связано с вхождением Шанкары в тело мертвого человека (то есть временным переселением души). Саньясин Шанкара овладел некоторыми тайными практиками йоги.
По окончании ученичества, Шанкара по совету своего учителя отправился на север, в священный город Бенарес, где встретил своего первого ученика Падмападу. Далее он прошел в Бадринатх (Гималаи), где составил свои знаменитые комментарии ко всем знаменитым в то время священным книгам индуизма — Брахма-сутрам, Упанишадам и Бхагавадгите. Когда его настигла весть о тяжелой болезни матери, и он сразу вернулся домой.
Шанкара нашел мать умирающей. Он пытался утешить мать рассуждениями об иллюзорности всего сущего, в том числе и телесных страданий. Но это не помогло. Тогда сын начал петь величественные гимны богам Вишну и Шиве, прославляющие их милосердие и вселяющие надежду на счастливое новое рождение. Это помогло и женщина встретила смерть с улыбкой на устах.
Открыто нарушив правила ордена саньясинов, призывающие отрешиться от всего мирского, в том числе и от родственных связей, Шанкара выполнил обряд похорон матери, чем вызвал серьезное недовольство у монахов.
Когда Шанкара узнал о тяжелой болезни Говинды, то он в сопровождении своего первого ученика Падмапады пришел с ним проститься.
На одном из островов реки Нармады был сооружен храм в честь Говиндв, являющийся и ныне важным местом паломничества индуистов.
Шанкара вместе с несколькими учениками отправился в священный город Праягу (Аллахабад), где сливаются три реки: Инд, Ганг и незримый поток божественной мудрости Сарасвати. Там Шанкара вел философские диспуты со многими знаменитыми учителями, из которых всегда выходил победителем. Его блистательная аргументация заставляла умолкать приверженцев бога Вишну, тантриков, буддистов. Всех, кто вступали с ним в спор, в итоге превращались в последователей Шанкары.
Шанкара стал первым из гуру, который не изгонял из числа учеников женщин…
Шанкара первый признал духовное равенство всех людей вне зависимости от касты.
Остаток жизни Шанкара провел в путешествиях по Индии, произнося повсюду проповеди и обращая огромное множество людей. В индуизме такой путь единения с Высшим Началом называется джняна-йогой — просветлением через напряженные интеллектуальные усилия.
В различных частях Индии Шанкара открывал ведантистские монастыри (матхи), разделив своих последователей - адвайтистов на десять монашеских орденов. Многие исследователи считают, что Шанкара создал фундамент общеиндийской церкви, объединив наиболее ярких в интеллектуальном отношении личностей в некий клуб монахов-мудрецов.
Чему же учил Шанкара? Согласно его доктрине, безличное Божественное начало — Брахман — является единственной абсолютной реальностью. Никакой иной реальности нет. Брахман — это чистое существование, сознание и блаженство. Атман или индивидуальная душа, по сути своей то же самое, что Брахман, но осознать это человеку мешают собственные иллюзии и магические силы Брахмана, именуемые «майя».
Иллюзия распространяется на мир объектов, которые кажутся обыденному сознанию материальными. Однако, согласно доктрине, они существуют лишь как творческое начало Брахмана-Абсолюта, которое создает их меняющиеся образы перед нашими глазами.
Путь джняна-йоги это путь интеллектуальных усилий, которые помогают проникнуть в секреты «Божественного иллюзиониста». «И Брахман, и Атман — великие фокусники, говорил Шанкара. Мы с готовностью обманываем сами себя, считая, что наше «я» — нечто иное, чем «я» нашего слуги, хотя на самом деле все едины в Божестве».
Шанкара составил гимны, посвященные различным божествам - Вишну, Шиве, Шакти, солнечному Сурье, и выступал против грубых и фанатичных форм почитания божеств.
В регионах, где возникло большое количество его приверженцев, Шанкара упразднял примитивные культы типа поклонения Шиве в образе собаки под именем Маллари и прекратил практику человеческих жертвоприношений.
Шанкарачарья осуждал многие формы насилия над живыми существами, в том числе наложение клейма или метки на тело раскаленным железом.
Шанкара скончался молодым — на тридцать третьем году жизни (то есть примерно в возрасте Христа) в Кедарнатхе (Гималаи), окруженный многочисленными учениками и последователями, оставив после себя более 400 философских трактатов и других произведений.
В XIX столетии учение Шанкарачарьи, переработанное Свами Вивеканандой, было восторженно воспринято на Западе. Во многих городах Индии еще существуют основанные Шанкарой монашеские ордена, которые считаются центрами духовного совершенствования.
| |
| |
© Om-Harmony 2020
| |
| |
|