ГАРМОНИЯ
обратный звонок
Позвоните нам
8 (916) 006-76-46
8 (495) 588-75-32

Йога клуб Мытищи

Детский центр

Танцы

Танцы для детей

Шахматная школа

Услуги

Календарь событий

Мастер-классы

Тренинги, семинары

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
поиск
 
подписка на новости
 

Смыслы, ценности, цели и действия

Главная    |   Библиотека    |   О йоге    |   Стрела мотивации    |   Смыслы, ценности, цели и действия

Смыслы, ценности, цели и действия


Всегда перед получением Учения важно вырабатывать правильную мотивацию. 
Что мы хотим получить от Учения?
 Какова наша цель?
 Каков смысл нашей жизни?
 Зачем мы стремимся идти по пути Пробуждения и стремимся ли мы вообще идти по пути Пробуждения?
 Куда мы движемся?
 Что управляет нами?
 Что будет результатом нашей жизни?
 Чего мы достигнем в конце нашей жизни, когда проживем отведенные нам годы?
 Чем мы сейчас заняты?
 Тем ли мы заняты по жизни?
 Верное ли направление мы выбрали?
 Хорошая ли у нас карта, уверены ли мы в своем Пути?
 Верим ли мы в Путь, в себя?
 Это мотивация. Верим ли мы в то, что мы практикуем?
 Практикуем ли мы вообще что-либо?
 Это правильная мотивация. Важно понять: пока у нас нет правильной мотивации, мы никуда не идем, никуда не едем. Мы просто стоим, плывем по течению, как щепка, пока мы не определились со смыслами, ценностями, не выработали цели и не составили план действий. 
Смыслы — это базовые, основополагающие, фундаментальные постулаты нашего воззрения. Например, смыслы Адвайта-Веданты таковы:

 «Все есть Брахман» («Сарвам Эва Брахман»), 

«Брахман реален, Вселенная нереальна» («Брахман Сат Джагат Митхья»), 

«Ахам Брахма Асми» («Я есть Всевышний») , 

«Ты есть То» («Тат Твам Аси»). 

Эти смыслы — это базовые настройки, которые лежат в основе нашей жизни, если мы практикуем Адвайта-Веданту. 
Когда мы впитали эти смыслы, у нас появляются определенные ценности. Ценности выражают то, что реализует эти смыслы. 
Для одних людей ценностью является накопление денег, для других — авторитет, популярность, слава, может быть, становление «звездой», известность. Все это ценности, все это мы знаем. Но есть светские, мирские ценности, а есть духовные ценности, ценности людей, идущих по пути Просветления. У людей, идущих по пути Просветления, ценности совершенно другие. В некотором смысле, они имеют совсем мало отношения к земному миру, ко всему тому, что называют «обычная жизнь».


Правильная мотивация
начинается с того, что мы задумываемся о наших ценностях. Об этих ценностях надо задумываться постоянно, поскольку окружающая среда обладает свойством транслировать свои ценности, даже не спрашивая нас. Эта трансляция идет с утра до вечера непрерывно, однонаправленно. Никто же утром, когда едет по московскому шоссе, не видит плакат «Стремись к Освобождению», «Будь в созерцании». Никто таких плакатов не видит, но видит другие плакаты. Это и есть трансляция ценностей. Она идет неуловимо, без нашего ведома. Мы живем в мире, где постоянно транслируются разные ценности.


Когда мы имеем цель Освобождение, Просветление, реализация Брахмана, а включаем телевизор, и нам говорят: «Имей большую машину, виллу, стремись к успеху», – мы должны постоянно задумываться: какие же ценности нам выбирать? Мы не против светских, мирских ценностей, они имеют место на своем уровне, на своем уровне они важны, без них эта жизнь не могла бы существовать. Но с точки зрения Освобождения эти ценности обладают подчиненным характером, они не так важны.

Йогин, человек Пути, должен уметь постоянно отстаивать свои внутренние ценности; внутри себя делать правильный выбор, и, делая этот выбор, должен обладать способностью отвечать за него, уважать его. Если мы выбираем как ценность путь Освобождения, а потом делаем то, что с ним не связано, это значит, что наши ценности не стали целями.

Следующий этап – когда наши ценности, например, достижение Освобождения, реализацию Брахмана, становление джняни, реализацию принципа Адвайты, мы переводим в плоскость целей. Ценности — это хорошо, это декларация, табличка «я ценю это, для меня это очень важно», а цели — это наше решение что-то конкретно делать. 

Многим людям удается понять кое-какие смыслы Адвайта-Веданты, некоторым даже удается обрести ценности, удается признать ценным путь Пробуждения, но очень немногие могут перевести ценности в цели. Бывает, что человек говорит: «Я очень ценю это, я верю в это, я уважаю это. Это так хорошо — достичь Освобождения, стать джняни, Просветленным, может быть, сиддхом; освободиться от сансары». 

Для него это становится ценностями, но когда его спросишь: «А вы практикуете что-либо конкретно?», – он пребывает в замешательстве, и отвечает: «Нет, поскольку мне никак не удается собраться и делать все это». Это значит, что наши ценности еще не стали целями.  Это напоминает человека, который смотрит футбол и говорит: «Футбол — это здорово. Я заядлый футбольный болельщик, фанат футбола». Его спрашивают: «А когда ты в последний раз дотрагивался до мяча?», – а он отвечает: «Я болею по телевизору». 

Чтобы не быть такими заочными болельщиками по телевизору, нам нужно свои ценности перевести в конкретные цели. Конкретные цели — это садхана. Когда мы переводим свои ценности в цели, все становится очень простым: если наша цель – садхана, то почему бы ее не выполнять? Значит, мы ее практикуем, мы ее выполняем. Все дело в практике. Практика не означает все оставить, жить в горах и заниматься только ей. Для многих это невозможно в силу социальных обязанностей. Скорее, надо всю жизнь наполнить практикой. Это возможно, если у вас достаточное намерение. 

Например, вы можете заняться созерцанием при ходьбе. Эта практика никому невидима, для нее не нужно отдельное время и особые условия. Практика происходит внутри вас, но вы по-настоящему можете воплощать свои цели. Вы будете рады, делая то, что ценно для вас, то, чего действительно хотите, вы реально будете идти по пути Просветления.

Садхана Лайя-йоги такая гибкая, что для нее не требуется особых условий. Не обязательно быть монахом. Это, конечно, благоприятно, но надо начинать с того, что есть прямо сейчас. Поскольку, ни монахами, ни аскетами, ни садху не рождаются, надо начинать с той точки отсчета, в которой мы сейчас находимся. Путь созерцания — это внутренний путь, для других он невидим, он не требует особо выделенного времени, для него нужно только наше намерение (санкальпа).     

Когда мы начинаем действовать согласно нашим целям, тогда мы становимся садху, идущими по пути Просветления, тогда наша мотивация верная. Когда я передаю Учение, мне бы хотелось, чтобы меня слушали садху, люди Дхармы, практикующие садхану, определившиеся со смыслом жизни, которые выработали в себе ценности, уверены в них, твердо им следуют, верят в них, уважают свой выбор; которые свои ценности выразили в конкретных целях и их воплощают. Мотивация садху должна быть правильной, тогда Учение попадает на благодатную почву и приносит плоды. 

Также очень важно следовать определенным принципам, например, принципу самайя, принципу чистого видения. Говоря простым языком, когда вы на все смотрите чисто, никого не осуждайте, даже когда вам очень хочется, вы понимаете эти принципы. 

Если мы не очистим свое сознание, духовная жизнь невозможна, поскольку сам принцип духовной жизни — это очищение сознания. Даже если человек выполняет асаны, пранаямы, различные техники, но допускает нечистоту в сознании, все эти практики бесполезны. Можно с тем же успехом заниматься штангой или боксом. 

Смысл йоги — очищение сознания. Ваш ум должен быть чистым. Если человек говорит: «Я йогин», а сам имеет нечистую речь, нечистое видение, плохо относится к другим, то это не йогин. Такого не бывает никогда, потому что практикующий йогу обладает чистым сознанием. Чистота сознания — это признак продвижения, успеха в йоге. Я вам всем желаю быть успешными, удачливыми йогами и скорее прийти к чистому видению, очистить свое сознание. Это настоящий успех в йоге. Ни асаны, ни большая кумбхака, ни внешние атрибуты не являются показателями успеха в йоге. Чистое сознание – это настоящий успех. 

Есть поговорка: «Святой – не тот, кто не совершает грехов. Святой – это тот, кто, совершая грехи, допуская негативные мысли, видит это и мгновенно исправляет, в отличие от обычного человека». Под «грехами» здесь подразумеваются омраченные состояния сознания, которые не дают нам идти к Просветлению.  
  
Когда мы пытаемся заглянуть в себя, изменить себя, выработать другое отношение к жизни, стараемся быть внимательными, тогда мы по-настоящему становимся садху, и можем получить от Учения реальные плоды. 

Все это называется предварительными практиками. Предварительные практики у некоторых занимают два года, у кого-то двенадцать или двадцать лет, но сколько бы времени они ни занимали, они действительно важны. Это подобно строительству большого дома: чтобы его построить, нужен хороший фундамент. Если фундамент крепкий, то и здание может простоять тысячу лет. Если фундамент слабый, при всех ваших усилиях построить крепкий дом, бунгало, виллу или дворец, он окажется очень не надежным, может просесть, развалиться, или пойдут трещины. Поэтому фундамент всегда начинается с правильной мотивации и желания работать над очищением себя.




Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'