ГАРМОНИЯ
обратный звонок
Позвоните нам
8 (916) 006-76-46
8 (495) 588-75-32

Йога клуб Мытищи

Детский центр

Танцы

Танцы для детей

Шахматная школа

Услуги

Календарь событий

Мастер-классы

Тренинги, семинары

Контакты

Летний лагерь

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
поиск
 
подписка на новости
 

Учение о 55 пракрийях: фундаментальных категориях

Главная    |   Путь йога    |   Тела, практики    |   Базовые понятия йоги    |   Учение о 55 пракрийях: фундаментальных категориях

Учение о 55 пракрийях (фундаментальных категориях)

Пракрийи или различные категории философии Веданты — это фундаментальные элементарные принципы, на которых строится ее этика и метафизика. Они описывают проявленное и непроявленное, Брахман, майю (иллюзию), Ишвару (Творца), дживу (индивидуальную душу) и Вселенную. Природа Реальности, характеристики феноменального кажущегося мира и устройство индивидуальных «я» — вот основные темы, исследуемые Ведантой.

Шри Шанкарачарья сказал, что человек должен овладеть садханой, квалифицируемой по четырем признакам, прежде чем приступить к изучению таттва-бодхи (знания о природе Атмана). Искренний ученик, обладающий горячим стремлением, верой, упорством и чистой совестью, отыщет путь самотрансформации через это знание. Необходимо глубоко разобраться в этих различных категориях, и лишь после этого переходить к изучению подлинной философии Адвайта-веданты, которая построена на строгой логике и глубоких рациональных рассуждениях при исследовании вечных истин Бытия.

  1. Двадцать четыре таттвы (принципа проявления мула-пракрити (изначальной материи):

    ~ пять танматр (элементарных принципов):

    ~ шабда (звук),

    ~ спарша (прикосновение),

    ~ рупа (цветовая форма),

    ~ раса (вкус),

    ~ гандха (запах)

    ~ пять джняна-индрий (органов чувственного восприятия):

    ~ шротра (ухо),

    ~ твак (кожа),

    ~ чакшу (глаз),

    ~ джихва (язык),

    ~ гхрана (нос).

    ~ пять карма-индрий (органов действия):

    ~ вак (речь),

    ~ пани (рука),

    ~ пада (нога),

    ~ упастха (гениталии),

    ~ пайю (анус).

    ~ пять пран (жизненных сил):

    ~ прана,

    ~ апана,

    ~ самана,

    ~ удана,

    ~ вьяна.

    ~ четырехэлементная антахкарана (внутренний орган):

    ~ манас (ум),

    ~ буддхи (интеллект),

    ~ читта (память),

    ~ ахамкара (эго).

  2. Три тела (шариры):

    ~ стхула-шарира (плотное физическое тело),

    ~ сукшма или линга­шарира (тонкое тело),

    ~ карана-шарира (причинное тело).

  3. Пять кош (телесных оболочек, покрывающих дживу (душу):

    ~ аннамайя (тело питания),

    ~ пранамайя (тело дыхания),

    ~ маномайя (ментальная оболочка),

    ~ виджнянамайя (интеллектуальная оболочка),

    ~ анандамайя (оболочка блаженства).

  4. Шесть бхава-викар (модификаций тела):

    ~ асти (бытие),

    ~ джайяте (рождение),

    ~ вардхате (рост),

    ~ випаринамате (изменение),

    ~ апакшийяте (увядание),

    ~ винашьяти (смерть).

  5. Пять махабхут (плотных элементов):

    ~ акаша (небо),

    ~ вайю (воздух),

    ~ агни (огонь),

    ~ апас (вода),

    ~ притхиви (земля).

  6. Пять упапран (вспомогательных жизненных сил):

    ~ нага,

    ~ курма,

    ~ крикара,

    ~ дэвадатта,

    ~ дхананджая.

  7. Шесть урми (волн океана сансары):

    ~ шока (скорбь),

    ~ моха (смятение, заблуждение),

    ~ кшут (голод),

    ~ пипаса (жажда),

    ~ джара (старение),

    ~ мритью (смерть).

  8. Шесть вайри (врагов):

    ~ кама (страсть),

    ~ кродха (гнев),

    ~ лобха (жадность),

    ~ моха (чувственное влечение, обман или смущение),

    ~ мада (гордость),

    ~ матсара (ревность).

  9. Майя (иллюзорная энергия) двойственна:

    ~ видья (знание),

    ~ авидья (неведение).

  10. Видья (знание) бывает двух видов:

    ~ пара (абсолютное),

    ~ апара (относительное).

  11. Три авастхи (состояния сознания):

    ~ джаграт (бодрствование),

    ~ свапна (сон со сновидениями),

    ~ сушупти (глубокий сон).

  12. Два аспекта шакти:

    ~ аварана (вуалирующая),

    ~ викшепа (отвлекающая).

  13. Семь джняна-бхумик (землей мудрости):

    ~ шубхекча,

    ~ вичарана,

    ~ тануманаси,

    ~ саттвапатти,

    ~ асамсакти,

    ~ падартхаабхавана,

    ~ турийя.

  14. Семь аджняна-бхумик (степеней неведения):

    ~ биджа-джаграт,

    ~ джаграт,

    ~ махаджаграт,

    ~ джаграт-свапна,

    ~ свапна,

    ~ свапна-джаграт,

    ~ сушупти.

  15. Садхана включает в себя четыре принципа:

    ~ вивека (умение различать),

    ~ вайрагья (бесстрастие),

    ~ мумукшуттва (горячее стремление к Освобождению),

    ~ шат­сампат (шесть добродетелей):

    ~         шама (спокойствие ума),

    ~        дама (сдержанность, или контроль чувств),

    ~        упарати (прекращение мирской деятельности),

    ~       титикша (сила духа и стойкость),

    ~       шраддха (вера в Бога, Гуру, священные тексты и Высшее «Я»),

    ~       самадхана (концентрация или однонаправленность сознания).

  16. Природа Атмана-Брахмана тройственна:

    ~ caт (бытие),

    ~ чит (сознание),

    ~ ананда (блаженство).

  17. В сердце есть три грантхи (узла):

    ~ авидья (неведение),

    ~ кама (желание),

    ~ карма (действие).

  18. Джива характеризуется тремя недостатками:

    ~ мала (нечистота),

    ~ викшепа (беспокойство ума),

    ~ аварана (неведение).

  19. Две вритти (состояния психики):

    ~ вишайя-каравритти (объективный психоз),

    ~ брахма-каравритти (бесконечный психоз).

  20. Три гуны (качества Пракрити):

    ~ саттва (свет и чистота),

    ~ раджас (активность и страсть),

    ~ тамас (тьма и инертность).

  21. Восемь «пури» («городов», образующих тонкое тело):

    ~ джняна-индрии,

    ~ карма-индрии,

    ~ праны,

    ~ антахкарана,

    ~ танматры,

    ~ авидья,

    ~ кома,

    ~ карма.

  22. Три кармы:

    ~ санчита,

    ~ прарабдха,

    ~ агами.

  23. Природа любой вещи пятерична:

    ~ асти,

    ~ бхати,

    ~ прийя,

    ~ нама,

    ~ рупа.

  24. Три бхеды (различия):

    ~ свагата,

    ~ саджатийя,

    ~ виджатийя.

  25. Две лакшаны (определения природы Брахмана):

    ~ сварупа-лакшана,

    ~ татастха-лакшана.

  26. Семь дхату (элементов, составляющих тело):

    ~ раса (млечный сок),

    ~ асра (кровь),

    ~ мамса (плоть),

    ~ меда (жир),

    ~ астхи (кость),

    ~ маджджа (костный мозг),

    ~ шукра (семя).

  27. Четыре состояния джняны (знания):

    ~ брахмавид,

    ~ брахмавид-вара,

    ~ брахмавид-варийя,

    ~ брахмавид-вариштха.

  28. Четыре анубандхи (обсуждаемых тем в Веданте):

    ~ адхикари (достойный ученик),

    ~ вишайя (субъект),

    ~ самбандха (связь),

    ~ прайоджана (результат).

  29. Шесть линг (признаков совершенного изложения и толкования текста):

    ~ упакрама­упасамхараэкавакьята (единство мысли в начале и в конце),

    ~ абхьяса (повторение),

    ~ апурвата (новизна или необычный характер доказательства),

    ~ пхала (наличие практического вывода),

    ~ артхавада (убедительная экспрессия),

    ~ упапатти, или юкти (иллюстративность аргументации).

  30. Три бхаваны (разновидности понимания):

    ~ самшайя-бхавана (сомнение),

    ~ асам-бхавана (ощущение невозможности),

    ~ випарита-бхавана (извращенное, неправильное мышление).

  31. Тринадцать мал (загрязнений сознания):

    ~ рага,

    ~ двеша,

    ~ кама,

    ~ кродха,

    ~ лобха,

    ~ моха,

    ~ мада,

  32. Пять клеш (омрачений):

    ~ авидья (неведение),

    ~ асмита (эгоизм),

    ~ рага (любовь),

    ~ двеша (ненависть),

    ~ абхинивеша (привязанность к телу и мирской жизни).

  33. Три вида страданий:

    ~ адидайвика,

    ~ адибхаутика,

    ~ адхьятмика.

  34. Шесть праман (доказательств знания):

    ~ пратьякша (восприятие),

    ~ анумана (умозаключение),

    ~ упамана (сравнение),

    ~ агама (священный текст),

    ~ артхапатти (допущение),

    ~ анупалабдхи (невосприятие).

  35. Два сознания:

    ~ ашуддха (нечистое),

    ~ шуддха (чистое).

  36. Два вида медитации:

    ~ сагуна (с качествами),

    ~ ниргуна (без качеств).

  37. Два типа мукт (Освобожденных):

    ~ дживанмукта (в теле),

    ~ видехамукта (вне тела).

  38. Две мукти (Освобождения):

    ~ карма-мукти,

    ~ садйо-мукти.

  39. Два уровня самадхи:

    ~ савикальпа и 

    ~ нирвикальпа.

  40. Джняна бывает двоякой:

    ~ парокша (косвенная),

    ~ апарокша (непосредственная).

  41. Пракрити состоит из двух частей:

    ~ пара,

    ~ апара.

  42. Апара-пракрити состоит из восьми элементов:

    ~ земля,

    ~ вода,

    ~ огонь,

    ~ воздух,

  43. В веданте есть три прастханы (авторитетных текста):

    ~ Упанишады,

    ~ «Ведантасутра»,

    ~ «Бхагавад-Гита».

  44. Две разновидности грантх (текстов):

    ~ прамана-грантхи,

    ~ прамейя-грантхи.

    Тексты также делятся на:

    ~ пракрийя-грантхи

    ~ шастра-грантхи.

  45. Есть три васаны (желания):

    ~ дарайшана (желание иметь жену),

    ~ виттайшана (желание обладать богатством),

    ~ локайшана (жажда жизни в этом мире и потустороннем мире).

  46. Четыре вида существ:

    ~ джараюджа (рожденные из матки),

    ~ андаджа (рожденные из яйца),

    ~ сведаджа (рожденные из пота),

    ~ удбхиджджия (рожденные из земли).

  47. У врат спасения стоят четыре стражника:

    ~ шанти (покой),

    ~ сантоша (удовлетворенность),

    ~ вичара (анализ, или логическое рассуждение),

    ~ сатсанг (общество мудрых).

  48. Пять состояний сознания:

    ~ кшипта (рассеянное),

    ~ мудха (вялое),

    ~ викшипта (слегка рассеянное),

    ~ экагра (сосредоточенное),

    ~ нируддха (приторможенное).

  49. Девять телесных врат:

    ~ два уха,

    ~ два глаза,

    ~ рот,

    ~ нос,

  50. Аварана-шакти состоит из:

    ~ асаттва­авараны,

    ~ абханаавараны.

  51. Викшепа-шакти состоит из трех частей:

    ~ крийя-шакти,

    ~ иччха-шакти,

    ~ джняна-шакти.

  52. Три разновидности сатты (бытия):

    ~ парамартхика (абсолютная реальность),

    ~ вьявахарика (феноменальная),

    ~ пратибхасика (иллюзорная).

  53. Знание бывает двух видов:

    ~ сварупа-джняна (знание сущностной природы),

    ~ вритти-джняна (психологическое или интеллектуальное знание).

  54. Четыре препятствия к достижению самадхи:

    ~ лайя (апатичность),

    ~ викшепа (рассеянность),

    ~ кашайя (привязанность),

    ~ расасвада (эгоистическое наслаждение).

  55. Есть два значения махавакьи (великого речения) Тат Твам Аси («Ты есть То»):

    ~ вачьяртха (буквальное значение),

    ~ лакшьяртха (указывающее значение).





Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'