ГАРМОНИЯ
обратный звонок
Позвоните нам
8 (916) 006-76-46
8 (495) 588-75-32

Йога клуб Мытищи

Детский центр

Танцы

Танцы для детей

Шахматная школа

Услуги

Календарь событий

Мастер-классы

Тренинги, семинары

Контакты

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
поиск
 
подписка на новости
 

Веды: истоки и традиция

Главная    |   Библиотека    |   О йоге    |   Веды: истоки и традиция

Анантендра-яти
Ануттара-тантра
Аштавакра
Отношение просветленного к окружающему миру. Наставления мудреца Аштавакры царю Джанаке.
Бхартрихари
Васиштха
Сущность Йоги Васиштхи
Гаудапада
Даттатрейя
Наставления по Йоге, даные Йогином Даттатрея, инкарнацией Господа Шивы.
....Она (йога) была разделена на четыре части, такие как мантра-йога, лайя-йога, хатха-йога и четвёртая – раджа-йога, которая превосходит остальные....
Наставления Господа Даттатрейи
Йога-тантра. Агамы
Агамы — это традиционные индуистские священные книги, считающиеся не менее авторитетными и аутентичными, чем Веды. Они, подобно Ведам, считаются Божественным откровением и не приписываются никакому автору. Храмовые богослужения основываются главным образом на них.
Кавачи
Махариши Бхарадваджа
О виманах
Пураны
Песнь Гуру
Рамалинга
Слушайте, жители Земли! Время пришло прийти к моему Отцу, Высшему Богу! И это правда. Бог дал мне сладкую амброзию и все мое существо возрадовалось, как от сладкого ароматного плода. Бог преобразил мое человеческое тело в бессмертное тело Вечной Истины
Рамана Махарши
Твёрдое и дисциплинированное пребывание в Атмане, не оставляющее места любой мысли, кроме глубокого созерцания “Я есмь”, составляет самоотдачу высочайшему Господу
Ригведа
Садананда Йогиндра Сарасвати
Стотры
Сутры
Афоризмы о всевышней Любви к Господу, написанные Нарадой
Тантра
Шанкарачарья
Созерцание Брахмана
Драгоценный камень различения Ади Шанкарачарья
Эта жизнь, как сон, наполнена любовью и ненавистью. Пока длится этот сон, он похож на действительность; но кто проснется, тот познает, что это только сон
Нет достижения более высокого, чем познание собственной сущности - Атмана
Я – Бытие-Сознанье-Блаженство, я – Шива, я – Шива!
Ученик спросил: «Кто индивидуальное Я? И кто всеобщее Я? Каким образом они могут быть тождественны?
Я – ТО, единое, запредельное, благое, свободное
Откуда берется Неведение
Шастры


Веды - священные писания человечества 


 

В наши дни тексты Вед считаются священными. Веды означают «истинное знание, полное знание, совершенное знание». Веды священны потому, что знания Законов мироздания, которые в них содержатся, впоследствии легли в основу многих религий. Корень «вед» родственен русскому «ведать». Веды, длительное время передаваемые в устной форме, представляют собой собрание древних священных писаний, которые были записаны на санскрите, языке, который ныне не является разговорным. 
  
Веды представляют собой научное знание о взаимосвязи духовной и материальной энергий и их Источника, а также способах обретения, или подтверждения этого знания и достижения высшей цели воплощения человека.
Неверно относить Веды исключительно к индуизму. Слова «индуизм» нет в изначальных текстах Вед. 

Веды выходят за рамки культурного наследия какой-либо одной нации По мнению некоторых ученых Веды территориально зародились далеко к северу от Индии, на просторах, принадлежащих к современной России, где 5-10 тысяч лет назад проживали Арии.
 

К Ведам нельзя подходить с позиции интеллекта, т.к. считается, что они апурушейя, божественные творения, не созданные человеком. Веды так же считаются духовными сущностями, божествами, которые не имеют плотно оформленного тела.

Ведические духовные знания – видья, существуют и в астральном и в каузальном пространстве. Веды, известные на Земле в настоящее время, это только малая их часть, которая была создана и передана богами человечеству.
 
 
Датировка написания Вед
 
Согласно самим Ведам, возраст их равен возрасту нашей вселенной
 
Веды считаются одними из самых древних священных писаний в мире. Веды, согласно современной науке, составлялись в течение периода около тысячи лет, который начался с записью "Ригведы" около XVI века до н. э. и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э.

Индийский брахман, получивший европейское образование, по имени Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) сделал научный вывод, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э., так как та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. Эта гипотеза находит всё больше поддержки среди современных учёных.

История написания Вед
 
Пять тысяч лет назад заканчивалась эпоха Двапара-юги и начиналась эпоха Кали-юги – «век невежества».
 
Риши первые познали Единое поле вселенских Законов в своем сознании, поскольку их сознание было развито до безграничности благодаря тапасу и духовным практикам.
 
Риши понимали, что люди все больше теряют знание Дхармы и с наступлением Кали-юги сознание большинства людей станет менее развитым, поверхностным. Плэтому такие люди в большинстве своем не смогут осознавать вибрации Вед – вибрации Сознания. Поэтому риши решили записать Веды, вибрации Абсолюта, в виде звуков для того, чтобы следующие «непросветленные» поколения смогли хотя бы услышать их, поскольку они будут не способны осознать Веды в качестве вибраций сознания.
 
Для записи Вед мог быть использован только совершенный язык – санскрит, который является языком сознания.



Считается, что риши по имени Шрила Вьясадева записал большую часть Вед.  Риши Васиштха записал 7 часть Ригведы, риши Бхарадваджа 6 часть Ригведы.

Риши так же создали интеллектуальные комментарии к первым четырем Ведам - шесть Веданг, Пураны, Упанишады и другие священные ведические тексты. 
 
Классификация (деление) Вед
 
Четыре Веды
Первоначально существовала одна Веда, "Яджурведа", и она передавалась от учителя к ученику. 
 
Затем риши Вьясадева разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Ригведу", "Самаведу", "Яджурведу", "Атхарваведу" и поручил эти части своим ученикам.
Ригведа - "Веда гимнов"
Яджурведа - "Веда жертвенных формул"
Самаведа - "Веда песнопений"
Атхарваведа - "Веда заклинаний"

Ригведа ("веда гимнов") - состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов), каждая из которых написана в определённом стихотворном размере, таком как гаятри, ануштуп и т. д. 

Эти стихи-мантры сгруппированы в 1028 сукт (гимнов), которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг). Размер этих мандал неодинаков - например, во 2-ой мандале содержится 43 сукты, в то время как в 1-ой и в 10-ой - по 191 сукте.
 
Стихи Ригведы на санскрите называются "рик" - "слово просветления", "ясноуслышанное". Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке.
 
Ригведа в основном посвящена гимнам-мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых - Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие.


Самаведа ("веда песнопений") - состоит из 1875 стихов, и большая ее часть, около 90%, повторяет гимны Ригведы. 

Яджурведеа ("веда жертвенных формул") – веда, состоящая из 1984 стихов, содержит мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов.
На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы - 4. Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам.
 
Атхарваведа ("веда заклинаний и заговоров") - Веда жреца огня Атхарвана - самое древнее собрание индийских заговоров, сложенное из 5977 шлок, и созданное приблизительно в начале I тысячелетия до н.э.

В Атхарваведе, содержатся не только гимны и заклинания, но и всесторонние знания, посвящённые религиозным ритуалам, различным наукам, например, науке земледелия, управления государством и науке войны. Она повествует не о богах и мифах, а о человеке, его страхах, болезнях, его социальной и личной жизни.
 
Одно из современных названий Атхарваведы - Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии.
 
Деление Вед на Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишиды

Веды состоят из основного текста - самхит, а также трёх дополнительных разделов брахман, араньяк и упанишад.
 
Самхиты (основной текст) и брахманы относят к категории карма-канды, так называемого обрядового раздела. Самхиты обращены к небесным существам – ведическим богам.
 
Брахманы - гимны и мантры, которые используются для проведения ритуалов, представляют собой священные тексты, говорящие о смысле того или иного ритуала-поклонения. Брахманы также могут включать в себя араньяки и упанишады.
 
Араньяки – заповеди, созданные для отшельников ушедших в лес. Соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался размышлениям. Каждая Араньяка как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из Вед.
 
По содержанию Араньяки, как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведического ритуала. Наряду с толкованием его деталей в Араньяках содержатся богословские рассуждения об их глубинной сущности, о механизме достижения бессмертия или познания Божественного начала.
 
Самхиты и брахманы направлены на ритуальные практики, а основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия.
 
Араньяки и упанишады являются базой Веданты.



Упанишады - это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав четырёх вед. Они учат не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и дают практические указания. Слово "упанишада" означает "постижение" и применение на практике начальных истин.
 
Упанишады составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости. В традициях Веданты Упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта).
 
Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но по прошествии веков многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108. Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или приближенные к "каноническим". 

 К священным ведическим писаниям на санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как "веданта-сутры", "шраута-сутры" и "грихья-сутры".


 
Веды делятся на Шрути, Смрити и Ньяя

Традиционной является также деление ведических писаний на три группы: Шрути, Смрити и Ньяя - услышанное, запомненное, выведенное логически.

Шрути ( "то, что постигают путём слушания"): это 4 Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) и Упанишады - по преданию, были изначально получены Брахмой от Высшего Бога. 

Смрити  - "то, что надо запомнить" традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено. Термин смрити обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути - изначальные ведические писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:

Дхарма-шастры - сборники древнеиндийских законов, правил и предписаний, регламентирующих личную жизнь человека и содержащих правовые, религиозные, морально-этические и другие нормы поведения. Состоят из 18 книг. Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
 
Вишну-смрити - одна из наиболее значимых дхармашастр.
Ману-смрити также известна как Ману-самхита, Манава-дхармашастра и Законы Ману -  сборник предписаний в исполнении общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества - Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.


 Итихасы или истории, сказания. Состоят из 4 книг. К их числу принято относить эпосы "Махабхарату" и "Рамаяну".

Махабхарата - "Великое сказание о потомках Бхараты", по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру.


Бхагавад-гита ("Божественная песнь") -  часть "Махабхараты", состоит из 700 стихов. "Бхагавад-гита" является одним из священных текстов, в котором представлена основная суть философии. Считается, что "Бхагавад-гита" может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто "Бхагавад-гиту" характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов  религиозно-философских традиций всего мира.

Рамаяна ("путешествие Рамы") - священный текст, автором которого принято считать мудреца Валмики. Является одним из важнейших священных текстов канона смрити."Рамаяна" состоит из 24 000 стихов, что в четыре раза больше "Илиады", которые распределены на семь книг и 500 песен, называемых "канды". Стихи "Рамаяны" составлены в метре из тридцати двух слогов, который называется ануштубх.

Действие "Рамаяны" происходит в эпоху Трета-юга, около 1,2 млн. лет назад. Учёными "Рамаяна" датируется IV веком до н. э. В ней повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы, чью жену Ситу похищает Равана - царь-ракшас Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. Герои Рамаяны: Рама, Сита, Лакшман, Бхарата, Хануман и Равана являются неотъемлемыми элементами культурного ведического наследия.

Семь книг "Рамаяны":
1. Бала-канда - книга о детстве Рамы.
2. Айодхья-канда - книга о царском дворе в Айодхье.
3. Аранья-канда - книга о жизни Рамы в лесной пустыне.
4. Кишкиндха-канда - книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндхе.
5. Сундара-канда - "Прекрасная книга" об острове Ланка - царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы - Ситы.
6. Юддха-канда - книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны.
7. Уттара-канда - "Заключительная книга".


 

Пураны или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога. Пураны это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Пураны в основном написаны в форме историй. Составителем Пуран принято считать ведического риши Вьясу. 
Самое раннее упоминание о Пуранах содержится в "Чхандогья-упанишаде" (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса-пуранам панчамам веданам. "

Бхагавата-пурана - также известна как "Шримад-Бхагаватам" или просто "Бхагаватам" - одна из восемнадцати основных Пуран, часть священных писаний категории смрити.

В "Бхагавата-пуране" описываются истории различных аватар Бога в материальном мире, причём Кришна предстаёт не как аватара Вишну, а как верховная ипостась Бога и источник всех аватар. В "Бхагавата-пуране" также содержатся обширные сведения по философии, лингвистике, метафизике, космологии и другим наукам. Она открывает панораму исторического развития вселенной, повествует о путях самопознания и освобождения.

В течение последнего тысячелетия "Бхагавата-пурана" является одним из основных священных текстов различных течений кришнаизма, где она рассматривается как четвёртый элемент в тройственном каноне основополагающих текстов веданты, состоящих из Упанишад, "Веданта-сутр" и "Бхагавад-гиты". Согласно самой "Бхагавата-пуране", в ней изложена основная суть всех Вед и она является комментарием ведического мудреца Вьясы к "Веданта-сутрам".


Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта, Джьотиша и Калпа.


Шесть вспомогательных дисциплин, относящихся к Ведам, традиционно называют Веданга "ответвления Вед". Учёные определяют эти тексты как дополнение к Ведам. Веданги объясняют правильное произношение и применение мантр в церемониях, а также содействуют в правильной интерпретации ведических текстов. Эти темы излагаются в Сутрах, которые учёные датируют периодом, продолжавшимся от конца ведического и до появления Империи Маурьев. 

Шесть основных тем Веданги:
Фонетика (Шикша)
Метр (Чандас)
Грамматика (Вьякарана)
Этимология (Нирукта)
 

Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, и шакта. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.

Смрити были записаны на разговорном санскрите (лаукика-санскрите).

Ньяя - логика («Веданта-сутра» и другие трактаты).

 
Деление по Кандам
Ведические тексты делятся на три категории (канды), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма-канда, гьяна-канда и упасана-канда.

Карма-канда, к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.

Гьяна-канда, в которую входят Упанишады и Веданта-сутра", призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.

Упасана-канда, к которой относятся главным образом тексты "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад-гиты", "Махабхараты" и "Рамаяны" предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.

 
Упаведы
Термин "упаведа" ("второстепенное знание") используется для обозначения специфических текстов. Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе. Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:
 
Аюрведа - "медицина", примыкает к "Риг-веде".
Дханур-веда - "боевые искусства", примыкает к "Яджур-веде".
Гандхарва-веда - "музыка и священные танцы", примыкает к "Сама-веде".
Астра-шастра - "военная наука", примыкает к "Атхарва-веде".
 
 
В других источниках, к Упаведам причисляются также:
Стхапатья - веда - излогаются основы архитектуры
Шилпа-шастры - шастра об искусстве и ремёслах
Джйотир - веда - излогаются основы астрологии
Ману-самхита - излогаются законы прародителя человечества Ману.

Из знания времени возникла Джйотиш (Ведическая астрология)
 Ведическая астрология в том виде, как она исторически сложилась, восходит, в основном, к великому мудрецу Васишхте, провидцу седьмой книги Ригведы, и к его великому сыну Парашаре. Приписываемый Парашаре астрологический текст, «Брихат Парашара Хора Шастра», на сегодняшний день остается самым важным текстом по ведической астрологии, а школа и система Парашары остается доминирующей, особенно в Северной Индии.
 
Из знания жизни возникла Аюрведа (Ведическая наука о здоровье и долголетии), 

Из знания строительства возникла Стхапатья-Веда – Ваасту-шастра (Ведическая архитектура),
 
Из знания Единства возникла Йога,
 
Из знания о мироздании возникают шесть систем Ведической философии (Санкхья, Ньяя, Вайшешика, Миманса, Йога, Веданта) и так далее.

Цивилизации многих народов в древности основывались на Ведах, поэтому их называли также ведическими цивилизациями.


Сиддханта

Окончательный вывод, который можно сделать, изучив все Веды, называется Сиддханта. Для того, чтобы сохранить в чистоте сиддханту, существует система ученической преемственности (парампара), подразумевающая передачу от учителя к ученику неискаженного, однако понятного в конкретном историческом контексте послания Вед. 



Написанное тем, кто в совершенстве изучил сиддханту и получил образование в парампаре, считается находящимся на одном уровне с изначальными Ведами.
 
Сущностью Вед, как сознания, является вибрация, спанда. Поэтому Веды передавались изустно в среде жрецов-брахманов и читать Веды могли только специально наученные брахманы, которые улавливали вибрации живой сущности Вед и передавали их слушателям.

Согласно Ведам вся проявленная вселенная есть Сознание.  Одно Сознание является основой Мироздания, основой жизни. Познать изложенные в Ведах Законы Мироздания можно только путём самоосознания, медитации, слившись с самим Абсолютным Сознанием, став этим Сознанием.
 
 Все виды массажа в нашем клубе в г. Мытищи.




Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'